Удачники 22 страница

Взрослый в Ребенке (Adult in the Child) — часть структуры второго порядка Ребенка, представляющая стратегии маленького ребенка, направленные на тестирование реальности и решение проблем. Синоним — Маленький Профессор.

Висельное взаимодействие — 1. Раннее биографическое взаимодействие ребенка с родителями, в котором была определена его сценарная расплата. 2. Взаимодействие, прямо ведущее к сценарной расплате.

Висельный смех — смех или улыбка, сопровождающие висельное взаимодействие, которые обычно разделяются присутствующими.

Возбуждение — тип пассивного поведения, выражающийся в замещении поведения, направленного на разрешение проблемы, нагнетанием внутреннего напряжения и/или бесцельными действиями, не относящимися к делу. Основано на игнорировании возможности позитивного решения проблемы.

Воспитание — процесс формирования определенной жизненной позиции (фиксированной эмоциональной установки).

Воспитывающий Родитель — то же, что Заботливый Родитель.

Времяпрепровождение (pastime) (развлечение) — серия простых дополнительных взаимодействий, сгруппированных вокруг одной темы с целью структурирования определенного интервала времени. То есть когда люди говорят о чем-то, но ничего не предпринимают в отношении этого. Начало и конец развлечения обозначаются ритуалами.

Г

Границы эго-состояний — согласно концепции Э. Берна — «поверхности раздела», через которые между эго-состояниями циркулирует психическая энергия.

Д

Двери бегства — трагические действия, предпринимаемые в качестве сценарной расплаты. К ним относятся: сумасшествие, убийство, самоубийство, расширенное самоубийство или саморазрушающее поведение в тяжелой форме.

Двойная транзакция (duplex transaction) — скрытая транзакция, включающая в себя четыре эго-состояния.

Деловой договор (бизнес-контракт) — соглашение между терапевтом и клиентом относительно организационных вопросов проведения психотерапевтических сессий (время, место, длительность, частота сессий, гонорар). Бизнес-контракт включает: взаимное согласие сторон, адекватную компенсацию, компетентность и законность.

Деятельность (activity) — вид структурирования времени, направленный на достижение конкретного, заранее определенного результата, то есть при котором люди стремятся достигнуть определенной цели в противоположность тому, когда об этом только говорят.

Диагноз исторический — см. Исторический диагноз.

Диагноз поведенческий — см. Поведенческий диагноз.

Диагноз социальный — см. Социальный диагноз.

Диагноз феноменологический — см. Феноменологический диагноз.

Диагноз эго-состояния (ego-state diagnosis) — полный структурный диагноз личности по Берну, имеющий 4 уровня: социальный, поведенческий (психологический), исторический, феноменологический.

Драйвер (driver) — кратковременный эпизод жестко детерминированного поведения, который является ответом на сценарные послания (контрприказания / контрпредписания), исходившие из Родительского эго-состояния родителей и хранящиеся в Родительском эго-состоянии клиента. Драйверы, одноименные соответствующим контрприказаниям / контрпредписаниям, ответами на которые являются: «Будь сильным!» (Be strong), «Будь совершенным!» (Be perfect), «Старайся!» (Try hard), «Радуй других!» (Please others), «Спеши!» (Hurry up).

Драматический треугольник С. Карпмана — схема для анализа игр второго класса, включающая три ролевые позиции: Жертва, Преследователь, Спаситель.

Думать по-марсиански (thinking marcian) — объяснять поведение и общение людей, включая наблюдение, в котором отсутствуют предубеждения.

Ж

Жертва (victim) — в драматическом треугольнике Карпмана — ролевая позиция неблагополучия, игнорирования способности решать свои проблемы самостоятельно, поиска помощи от Спасителя и угнетения от Преследователя. Девиз Жертвы: «Я не могу!».

Жесткие границы эго-состояний — концепт, обозначающий ограничение циркуляции психической энергии в рамках одного эго-состояния, что проявляется в тенденции реагирования только из этого эго-состояния.

Жизненная позиция (life position) — система эмоционально подкрепляемых базисных убеждений и представлений человека о себе самом, других людях и окружающем мире. Синонимы — фиксированная / основная эмоциональная установка, экзистенциальная установка.

Жизненных позиций анализ — см. Анализ жизненных позиций.

З

Заблуждения (иллюзии — delusions) — превратно истолкованные элементы детского опыта, связанные с особенно сильными негативными эмоциями. Невероятные надежды, за которые цепляется Ребенок и которые определяют все его решающее поведение. Используются для обозначения контаминации Взрослого эго-состояния Детским (см. Контаминация).

Заботливый Родитель (nurturing Parent) (воспитывающий) — часть эго-состояния Ребенок в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние, заботясь и помогая другим людям. Ср. Свободный Ребенок, Критикующий Родитель.

Замещение (substitution) — сценарий жизни «вместо кого-либо», например, вместо умершего первенца своих родителей, или кого-то еще, с кем они вынуждены были расстаться.

Запрет (prohibition, ban) — запрещение или отрицательная команда, исходящая от родителей.

Запрещающий сценарий — сценарий, основанный на запрете, данном родителями, поступать так или иначе.

Золотой пинок — отрицательно эмоционально окрашенное взаимодействие, приводящее к росту уровня успешности и результативности в жизни.

И

Игнорирование (disregarding, ignoring, discounting) — форма искажения реальности, когда человек не замечает стимулов, проблем или выбора. Игнорирование проявляется в виде пассивного поведения четырех типов: ничегонеделания, сверхадаптации, возбуждения и беспомощности.

Игнорирования фильтры — см. Фильтры игнорирования.

Игра (общее определение) — последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией.

Игра второго класса (последнее определение Берна) — серия транзакций, имеющая Крючок, Клев, Переключение и Смущение и ведущая к Расплате. Определение Джоинса: процесс, когда что-либо делают, имея скрытый мотив, который (1) находится вне осознания Взрослого, (2) не проявляется до тех пор, пока участники не изменят своего поведения и (3) который приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и хотят обвинить другого человека.

Игра первого класса — игра с последовательностью действий, включающей слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение.

Игры первой степени — игры, принятые в обществе; не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям. То есть человек может говорить об их последствиях в своем социальном окружении.

Игры третьей степени — игры, не поощряемые обществом; скрываются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Выигрыш в них не сопоставим с величиной проигрыша.

Игровое поведение — поведение, скорее рассчитанное на получение чувств и переживаний (марок (купонов) и расплаты) при проигрывании устаревших ролей, нежели на достижение объявленной цели.

Интегрированный Взрослый (integrated Adult) — термин Э. Берна, обозначающий заключительную стадию развития личности, однородное эго-состояние, включающее в себя наиболее успешные проявления Родительского и Детского состояний при определяющей роли Взрослого.

Интимность (intimacy) — способ структурирования времени, при котором люди выражают друг другу аутентичные чувства и желания без какой-либо цензуры.

Искажение — механизм обработки значимой информации, формирующий и подтверждающий дезадаптивные и деструктивные представления человека о реальности. Проявляется в игнорировании реальных фактов либо в обесценивании или преувеличении их значимости для удовлетворения конкретных потребностей.

Исключающее эго-состояние (excluding) — см. Постоянное эго-состояние.

Исключение (exclusion) — тип структурной патологии, состояние, при котором в структуре личности на поведенческом уровне не выявляется одно или два эго-состояния, т.е. выключение человеком одного или двух эго-состояний (см. Жесткие границы эго-состояний).

Исторический диагноз (historical diagnosis) — суждение о том, в каком эго-состояний находится человек, путем сбора фактов и информации о родителях и парентальных фигурах человека и его детстве.

К

Клев (gimmick) — транзактная реакция, которая на психологическом уровне говорит о том, что человек принял приглашение к игре.

Контаминация (contamination) — тип структурной патологии, состояние, при котором Взрослое эго-состояние включает дезадаптивные элементы Детского и / или Родительского состояний. Является причиной искаженного восприятия реальности.

Контракт — договор с самим собой, другим лицом или организацией о совместной деятельности, направленной на достижение определенных, оговоренных целей. По Э. Берну, контрактом называется четко выраженная двусторонняя приверженность строго определенному плану действия.

Контракт в психотерапии — договор между клиентом и терапевтом, определяющий цель — конкретное изменение, задачи, которые предполагается решить и действия, которые предполагается предпринять для достижения цели, а также санкции в случае невыполнения договора.

Контрансфер (контрперенос) (термин из классического психоанализа) — проецирование терапевтом на клиента чувств и отношений из своего детского опыта. Ср. трансфер.

Контролирующий Родитель (controlling Parent) (критикующий) — часть эго-состояния Родитель в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние с целью управления, подавления, наказания других. Ср. Адаптивный Ребенок, Заботливый Родитель.

Контрпредписание (контрприказание, counterinjunction) — сценарное послание из позитивного Родителя родителей, хранящееся в Родителе их ребенка и обеспечивающее его защиту от воздействия приказаний при помощи драйверного поведения.

Коэффициент поглаживаний (stroke quotient) — соотношение элементов индивидуальной системы поглаживаний, например, пинки / поглаживания; условные / безусловные.

Контрсценарий (counterscript) — временный выход из сценария. Личность начинает проявлять активность, движется в противоположном направлении от сценарной расплаты. Активность клиент может черпать из родительского разрешения, которое исходит от позитивного поощряющего Заботливого Родителя или позитивного Критикующего Родителя. Эти послания дают разрешение на передышку.

Критикующий Родитель (critical Parent) — то же, что Родитель Контролирующий.

Крючок (con) — транзактный стимул, который на психологическом уровне является приглашением к игре.

Купон (trade stamp) (марка) — рэкетное чувство, которое человек собирает с целью последующего обмена на негативную расплату.

М

Магическое (мифологическое) мышление — мышление, оперирующее одновременно с реальными, объективными фактами также совокупностью эмоций и чувств, домыслов, фантазий и мнений. Это приводит к алогизмам и затруднениям в обработке эмоционально окрашенной информации.

Маленький Профессор (little Professor) — то же, что Взрослый в Ребенке.

Марка — то же, что Купон.

Марсианин (Martian) — некто, наблюдающий земные явления без предубеждения.

Марсианская точка зрения — наиболее наивное из возможных состояний ума, и как следствие умозаключений при наблюдении Земных явлений.

Мини-сценарий (минискрипт, mini-script) — последовательность сценарного поведения и рэкетных чувств, всегда начинающаяся с драйвера, с помощью которой человек проигрывает свой сценарий и тем самым усиливает его.

Модель второго порядка (second-order model) — структурная модель, в которой эго-состояния подвергаются делению для того, чтобы показать содержание Ребенка конкретного человека и лиц, составляющих содержание его Родителя.

Модель первого порядка (first-order model) — модель эго-состояний, в которой три эго-состояния не подвергаются дальнейшему делению.

Модель эго-состояний (ego-state model) — модель, отображающая личность в терминах эго-состояний Родитель, Взрослый и Ребенок.

Н

Насилие (violence) — способ пассивного поведения, при котором человек направляет свою разрушительную энергию наружу, чтобы заставить других решить за него его проблему.

Настоящие люди (термин Э. Берна) — люди, которые склонны к самостоятельным решениям о себе и своей жизни и обладают достаточным банком поглаживаний. (Ср. Податливые люди).

Неконгруэнтность (incongruity) (несоответствие) — несоответствие между поверхностным (открытым) уровнем коммуникации и поведенческими сигналами, которые проявляются человеком, начавшим коммуникацию.

Несоответствие — см. Неконгруэнтность.

Неудачники — люди, которые практически никогда не достигают целей, которые сами для себя ставят и лишены способности получать удовольствие от жизни.

Ничегонеделание (doing nothing) — тип пассивного поведения, при котором психическая энергия используется для предотвращения действия. Основано на игнорировании человеком своих способностей думать и действовать согласно ситуации.

О

Обвинитель (blamer) — третья позиция в минисценарии, отражающая жизненную позицию Я+ Ты-.

Обесценивание (discounting) — форма искажения реальности, когда человек бессознательно преуменьшает значимость стимулов, проблем или выбора.

Определение (атрибуция, attribution) — сценарное послание, которое исходит от значимого человека и является утверждением типа «Кто ты», «Какой ты». Например, «Ты лентяй», «Ты глупый».

Основная эмоциональная установка (basic position) — см. Жизненная позиция.

Осознание (awareness) — способность воспринимать чистые чувственные впечатления так же, как это делает только что родившийся младенец, ничего не интерпретируя.

Ответ (реакция, response) — (в какой-то отдельной транзакции) коммуникация, являющаяся ответом на стимул; (в играх) серия скрытых транзакций, которые идут вслед за Крючком и Клевом и повторяют их скрытые послания.

Открытой коммуникации принцип — см. Принцип открытой коммуникации.

П

Параллельная транзакция (complementary transaction) (дополняющая) — транзакция, при которой транзакционные векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, к которому обращаются, является источником реакции. Вид взаимодействия, при котором реакция исходит из того эго-состояния партнера, которому был адресован стимул.

Пассивное поведение — внешнее проявление процесса искажения реальности, игнорирования. Существует 4 типа пассивного поведения: ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение, беспомощность.

Пассивность (passivity) — состояние, при котором люди не делают то, что надо, или не делают что-либо эффективно.

Переключение (switch) — положение в игре, когда игрок меняет свою роль с целью получить свою расплату.

Пересеченная транзакция (crossed transaction) — транзакция, при которой транзактные векторы не являются параллельными или при которой эго-состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Вид взаимодействия, при котором ответ исходит не из того эго-состояния партнера, которому был адресован, является неожиданным для собеседника и прерывает коммуникацию.

Пинок (negative stroke) — единица узнавания или признания, вызывающая негативные эмоции. См. также Золотой пинок.

Поведение игровое — см. Игровое поведение.

Поведение пассивное — см. Пассивное поведение.

Поведенческий диагноз (behavioral diagnosis) — суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, с помощью наблюдения за его поведением.

Поглаживание (stroke) (прикосновение) — единица узнавания или признания, вызывающая приятные эмоции или ослабляющая неприятные.

Поглаживание безусловное — см. Безусловное поглаживание.

Поглаживание условное — см. Условное поглаживание.

Поглаживание фальшивое — см. Фальшивое поглаживание.

Поглаживаний банк — см. Банк поглаживаний.

Поглаживаний коэффициент — см. Коэффициент поглаживаний.

Податливые люди — люди, которые не склонны принимать самостоятельных решений, зависимые от поглаживаний и пинков окружающих. (Ср. Настоящие люди).

Позитивные разрешения (permissions) — (в сценарии) освобождающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые ребенком в Ребенке.

Послание сценарное — см. Сценарное послание.

Постоянное эго-состояние (исключающее, excluding) — эго-состояние, которое функционирует при отключении двух других.

Постоянный Взрослый (Constant / excluding Adult) — личность, поведение которой в основном исходит из Взрослого эго-состояния и характеризуется бесстрастностью и прагматизмом.

Постоянный Ребенок (Constant / excluding Child) — личность, преимущественно находящаяся в Детском эго-состоянии, избегающая автономных решений и поведения.

Постоянный Родитель (Constant /excluding Parent) — личность, которая действует преимущественно с Родительской позиции, игнорируя способности других людей к автономии.

Предписания (injunctions) (приказания) — элемент сценарного аппарата, негативные, ограничивающие послания, неосознанно посылаемые родителями из фрустрированного Детского состояния и адресованные Детскому состоянию ребенка. Хранятся в Ребенке клиента. Различают 12 групп родительских приказаний: не будь (don’t exist), не делай (don’t make it), не расти (don’t grow up), не будь ребенком (don’t be a child), не будь самим собой (don’t be yourself), не будь значимым (don’t be important), не принадлежи (don’t belong), не будь близким (don’t be close), не достигай успеха (don’t be successful), не думай (don’t think), не чувствуй (don’t feel), не будь здоровым (don’t be well).

Предрассудки (prejudices) — навязанные извне ложные взгляды, которые стали привычными, не подвергаются объективному анализу и воспринимаются как аксиомы. Следствие контаминации Взрослого эго-состояния Родительским. (См. Контаминация).

Преследователь (persecutor) — в драматическом треугольнике Карпмана — ролевая позиция благополучия и нужды в том, чтобы вокруг были неблагополучные люди, которых можно подавлять для достижения собственных целей и подтверждения собственного благополучия. Девиз Преследователя: «Ты во всем виноват».

Преувеличение (grandiosity) — преувеличение или выпячивание какого-то аспекта реальности.

Приказания — см. Предписания.

Принцип открытой коммуникации — способ взаимодействия терапевта и клиента, предполагающий общение с использованием обыденной речи и ознакомление клиента с теоретическими основами применяемого метода.

Программа (program) — описание дезадаптивного поведения, получаемое контаминированным Взрослым клиента от контаминированного Взрослого его родителей. Например, как вести себя, чтобы отвращать от себя людей, как предаваться беспробудному пьянству и пр.

Психологический уровень взаимодействия — см. Скрытый уровень взаимодействия.

Психотерапия игр — психотерапия, включающая в себя этапы: 1. Построение психотерапевтического альянса. 2. Проработка первичной боли. 3. Инвентаризация социальных взаимоотношений и создание социальной поддержки.

Р

Развлечение — то же, что Времяпровождение.

Разочарованный (despairer) — четвертая позиция мини-сценария, отражающая позицию Я- Ты-.

Разрешающий сценарий — сценарий, основанный на разрешении, данном родителями, поступать так или иначе.

Разрешение (allower) — позитивная противоположность драйвера.

Разрешения позитивные — см. Позитивные разрешения.

Раннее решение (early decision) — детское обещание придерживаться определенной формы поведения, данное ребенком самому себе, позже образующее сценарную основу характера. Мнение человека о себе, других людях и о жизни в целом, принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии способ выживания и удовлетворения потребностей, связанный с ограниченными возможностями для ребенка чувствовать и тестировать реальность.

Расплата (payoff) — (об играх) рэкетное чувство, испытываемое игроком в конце игры; (о сценарии) завершающая сцена сценария, развязка сценария или наказание за следование сценарию. Существует четыре типа расплат: одиночество, истощение, сумасшествие, убийство себя или другого.

Реакция (response) — см. Ответ.

Ребенок (Child ego-state) — совокупность поведения, мыслей и чувств, которые прямо проистекают из детства данного человека — то есть архаичное эго-состояние. См. также Свободный Ребенок, Адаптивный Ребенок.

Ребенок Адаптивный — см. Адаптивный Ребенок.

Ребенок Свободный — см. Свободный Ребенок.

«Резиновая лента» (rubberband) — сходство между стрессовой ситуацией «здесь и теперь» и болезненной ситуацией из детства человека, которая обычно находится вне его осознания, и, реагируя на которую, человек склонен входить в сценарий.

Решение раннее — см. Раннее решение.

Ритуал (rituals) — вид структурирования времени, который представлен сериями простых дополнительных, заданных внешними обстоятельствами и контролируемых Родительскими состояниями взаимодействий. При этом люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями.

Родитель (Parent ego-state) — эго-состояние, заимствованное у родителей или заменивших их людей. Перенятое у приказывающего и ограничительно воздействующего родителя состояние называется Карающим или Контролирующим Родителем. Противоположное ему состояние Заботливого Родителя складывается из состояний, перенятых у заботящихся и оберегающих ребенка родителей.

Родитель Заботливый — см. Заботливый Родитель.

Родитель Контролирующий — см. Контролирующий Родитель.

Роль терапевтическая — см. Терапевтическая роль.

Рэкетное чувство (racket feeling) — чувство, замещающее настоящее, аутентичное чувство, эмоцию или потребность. Чувство рэкета определяется как чувство, зафиксированное и поощряемое в детстве, переживаемое в различных стрессовых ситуациях и не способствующее взрослому решению проблем.

С

Сверхадаптация (overadaptation) — тип пассивного поведения, ориентированный на удовлетворение мнимых потребностей других людей. Основана на игнорировании их возможностей, собственных потребностей и характеристик ситуации.

Сверхсценарий — см. Эписценарий.

Свободный Ребенок (спонтанный, free Child) — часть эго-состояния Ребенок в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние при выражении своих чувств и действий без цензуры и ссылки на правила и требования. Способы проявления — интуиция и аутентичные чувства. Подвержен влиянию Заботливого Родителя. Ср. Адаптивный Ребенок, Заботливый Родитель.

Середняки — люди, которые довольствуются тем малым, чего удается достичь, сводя концы с концами. Ограничивают свои достижения и удовольствие, получаемое от жизни.

Симбиоз (symbiosis) — взаимоотношения, в которых два или более людей ведут себя таким образом, что вместе являются как будто бы одним человеком, не используя полностью набор и преимущества своих эго-состояний. В частности, симбиоз между Родителем и Взрослым одного человека и Ребенком другого человека.

Система поглаживаний — см. Фильтр поглаживаний.

Скрытая транзакция (ulterior transaction) — транзакция, при которой открытое и скрытое послания передаются одновременно. Вид взаимодействия, при котором манипулятивное или социально осуждаемое сообщение маскируется другим, внешне социально приемлемым. См. также Двойная транзакция.

Скрытый уровень взаимодействия (психологический, или психотерапевтический) — уровень взаимодействия, передающий невербальные мотивирующие послания с помощью средств первой сигнальной системы.

Слабые границы эго-состояний — концепт, обозначающий отсутствие препятствий для циркуляции психической энергии между эго-состояниями, что проявляется в непредсказуемости и беспорядочности поведения.

Смех висельный — см. Висельный смех.

Смущение (crossup) — момент замешательства, который испытывает игрок сразу же после Переключения.

Состояние эго — см. Эго-состояние.

Социальный диагноз (social diagnosis) — суждение о том, в каком эго-состояний находится человек путем наблюдения за эго-состояниями, которые используют другие люди при общении с этим человеком.

Социальный уровень взаимодействия — см. Явный уровень взаимодействия.

Спаситель (resquer) — в драматическом треугольнике Карпмана — ролевая позиция благополучия и нужды в том, чтобы вокруг были неблагополучные люди, которых можно спасать для получения за это наград и подтверждения собственного благополучия. Девиз Спасителя: «Ах, бедняжка. Я спасу Вас!».

Спонтанность (spontaniety) — способность свободного выбора из всего возможного диапазона чувств, мыслей и поведения, включая выбор эго-состояний.

Спонтанный Ребенок (free Child) — то же, что Свободный Ребенок.

Стимул (stimulus) — начало коммуникации в какой-то отдельной транзакции (ответом на который является реакция).

Структурирование времени (time structuring) — управление ресурсами времени почасовое — планирование и реализация планов по часам исходя из потребных временных затрат. При этом время — основной ресурс.

Структурирование времени целевое (time structuring) — способ планирования и реализации планов исходя из иерархии целей. При этом время — один из ресурсов.

Структурная патология (structural pathology) — патология эго-состояний, контаминация и / или исключение.

Структурный анализ (structural analysis) — 1. Раздел транзактного анализа, исследующий составные части человеческой личности и их взаимоотношения, осознанные и неосознаваемые. 2. Способ описания серий транзакций с помощью модели эго-состояний.

Структурный голод (structure hunger) — потребность человека в заполнении, понимаемая Э. Берном как одна из основных биологических потребностей.

Субличности (sub-personalities) — концепт, обозначающий отличающиеся друг от друга полуавтономные устойчивые сочетания мыслей, чувств и поведенческих реакций, сосуществующие в одной личности. Может быть использован для иллюстрации представлений об эго-состояниях или других психических или психофизиологических феноменах.

Сценарий (script) — 1. Неосознаваемый план жизни, основанный на подкрепляемых родителями сознательных детских решениях, представленный в форме драмы с началом, серединой и концом. Создается ради получения поглаживаний определенного рода и ведет к кульминационной сцене — развязке. 2. Неосознаваемая, длительная, поступательная, выработанная под влиянием родителей в детстве программа, которая направляет поведение индивида в наиболее значительных аспектах его жизни. См. сценарий разрешающий, запрещающий.

Сценарий «Всегда» (always script) — сценарий, иллюстрируемый мифом об Арахне, подтверждающий убеждение «Я должен всегда оставаться в этой ситуации». Ему соответствует драйвер «Пытайся».

Сценарий «Никогда» (never script) — сценарий, иллюстрируемый мифом о Тантале, подтверждающий убеждение «Я никогда не получаю того, чего больше всего хочу». Ему соответствует драйвер «Будь сильным».

Сценарий «Открытый конец» (open ended) — сценарий, иллюстрируемый мифом о Филемоне и Бавкиде, подтверждающий убеждение «Моя роль окончена, и я не знаю, что теперь делать». Ему соответствуют драйверы «Радуй других», «Будь совершенным» и «Спеши».

Сценарий «Пока не…» (until script) — сценарий, иллюстрируемый мифом о Геракле, подтверждающий убеждение «Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачу за это очень высокую цену». Ему соответствует драйвер «Будь совершенным».

Сценарий «После» (after script) — сценарий, иллюстрируемый рассказом о Дамокле, подтверждающий убеждение «Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду дорого заплатить за это». Ему соответствует драйвер «Радуй других».

Сценарий «Почти» тип 1 (almost script type 1) — сценарий, иллюстрируемый мифом о Сизифе, подтверждающий убеждение «Я чуть было не достиг успеха». Ему соответствуют драйверы «Радуй других» и «Пытайся».

Сценарий «Почти» тип 2 (almost script type 1) — сценарий, иллюстрируемый мифом о Сизифе, подтверждающий убеждение «Я все еще не достиг успеха». Ему соответствуют драйверы «Радуй других».

Сценарий банальный — см. Банальный сценарий.

Сценарий запрещающий — см. Запрещающий сценарий.

Сценарий не-победителя (non-winning script) — сценарий, расплата в котором не несет в себе ни больших побед, ни больших поражений.

Сценарий победителя (winning script) — сценарий, расплата за который является счастливой или полноценной и / или когда он завершается успехом при достижении поставленной цели.

Сценарий побежденного (losing script) — сценарий, расплата за который является болезненной или разрушительной, и / или включающий в себя проигрыш при достижении поставленной цели.

Сценарий разрешающий — см. Разрешающий сценарий.

Сценарное послание (script message) — вербальное или невербальное послание родителей, на основе которого человек формирует мнение о себе, других людях и мире в процессе формирования своего сценария.

Сценарный аппарат (script apparatus) — совокупность элементов, формирующих сценарий. Включает предписания (приказы, injunctions), контрпредписания (counterinjunctions), программу (program), разрешения (permissions) и ранние решения о жизни (early life decisions).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: