Удачники 23 страница

Сценарные убеждения — система эмоционально закрепленных устойчивых взглядов и представлений, обеспечивающих формирование и выполнение жизненного сценария. Включает систему обмена поглаживаниями, экзистенциальную позицию, систему рэкета и набор игр.

Т

Терапевтическая роль — в драматическом треугольнике С. Карпмана — элемент сценария; ожидаемая пациентом роль терапевта, которая необходима пациенту для установления симбиотических отношений.

Транзактный анализ1 (определение Берна) — 1) система психотерапии, основанная на анализе транзакций или серий транзакций, которые имеют место во время лечения; 2) теория личности, основанная на изучении отдельных эго-состояний; 3) теория социального действия, основанная на тщательном анализе транзакций и их классификации на максимально дробное и конечное число классов, в основе которого лежит анализ отдельных участвующих эго-состояний.

Транзактный анализ2 (transactional analysis) — система психотерапии, включающая теорию личности, коммуникаций, организаций и групп, детского развития и психопатологии, и предназначенная для консультирований отдельных людей, супружеских пар, семей и групп. Структура транзактного анализа: анализ экзистенциальных позиций, структурный анализ, анализ взаимодействий, анализ игр, анализ жизненных сценариев.

Транзакция (взаимодействие, transaction) — термин Э. Берна, обозначающий единицу общения, состоящую из стимула (запроса) и ответа. Основная единица социального общения.

Трансфер (перенос) — термин из классического психоанализа — взаимоотношения, в которых пациент в целях повторного переживания детско-родительских отношений проецирует на терапевта свое собственное Родительское эго-состояние. Ср. Контртрансфер.

У

Убеждения сценарные — см. Сценарные убеждения.

Удачники — люди, достигающие своих целей, в том числе при помощи оправданного риска, выполняющие договоры, заключаемые с собой. Обеспечивают для себя и своих близких желаемый уровень комфорта.

Уровни взаимодействия — см. Скрытый уровень взаимодействия, Явный уровень взаимодействия.

Уровни игнорирования — см. Фильтры игнорирования.

Условное поглаживание (conditional stroke) — позитивное признание полученного человеком результата.

Уход в себя (withdrawal) — вид структурирования времени, который характеризуется отсутствием ответа на внешние стимулы — человек не общается с другими людьми.

Ф

Фальшивое поглаживание (false stroke) — пинок, замаскированный под поглаживание.

Феноменологический диагноз (phenomenological diagnosis) — суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек по тому, как он вновь переживает события своего прошлого, что он чувствует, находясь в том или ином из эго-состояний.

Фиксированная эмоциональная установка — см. Жизненная позиция.

Фильтр поглаживаний (stroke filter) (система поглаживаний) — индивидуальный паттерн приема и отказа от поглаживаний с тем, чтобы он соответствовал существующему образу Я.

Фильтры игнорирования (уровни, levels) — уровни искажения реальности — игнорирования: 1) наличия проблемы; 2) ее значимости; 3) возможностей изменения ситуации и 4) личных способностей человека к достижению желаемых изменений.

Формула игры — описание последовательности стадий игры (игровых ходов).

Формула игры второго класса: Крючок + Клев = Реакция — Переключение — Смущение — Расплата.

Формула игры первого класса: последовательность действий, включающая слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение.

Формула сценария — последовательность процессов, включающая раннее родительское предписание / приказ (early parental injunction), программу (program), подчинение (submission), важное поведение (important behaviour), расплату (payoff).

Футболка (sweatshirt) — невербально передаваемый человеком девиз — приглашение к игре или рэкету.

Ч

Чувства (feelings) — одна из форм переживания своего отношения к предметам и явлениям, отличающаяся относительной устойчивостью[2]. В отличии от эмоций, отражающих субъективное отношение к предмету в конкретной ситуации, чувства выделяют явления, которые имеют стабильную мотивационную значимость. Следовательно, при одном и том же стимуле эмоции как реакции на стимул могут быть разными, чувства же относительно постоянны.

Чувства, аспекты восприятия — (Ф. Инглиш) 1. Осознание чувства — признание его наличия и характеристик на основании информации от органов чувств. 2. Выражение чувства при помощи первой и / или второй сигнальной системы (тела или слов). 3. Действия, совершаемые под действием чувства и направленные на себя или какой-либо внешний объект.

Чувство аутентичное — см. Аутентичное чувство.

Чувство рэкетное — см. Рэкетное чувство.

Э

Эго-состояние (ego-state) — совокупность чувств, ощущений и опыта, проявляющая себя как целостный образ личности на протяжении неизменной части поведения. Постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим постоянным паттерном поведения.

Эго-состояние исключающее — см. Постоянное эго-состояние.

Эго-состояний модель — см. Модель эго-состояний.

Эго-состояния границы — см. Границы эго-состояния.

Эго-состояния диагноз — см. Диагноз эго-состояния.

Эго-состояния жесткие границы — см. Жесткие границы эго-состояния.

Эго-состояния слабые границы — см. Слабые границы эго-состояния.

Экзистенциальная установка (existential position) — см. Жизненная позиция.

Элементы сценария, список — терапевтический инструмент, используемый авторами для структурирования материала. Включает: 1. Жизненный курс с названием сценария. 2. Ранние решения 3. Мифических героев. Сказки и детские игры. 4. Экзистенциальные позиции в четырех сферах жизни. 5. Телесный, соматический компонент. 6. Родительские предписания, драйверы и атрибуции. 7. Программа. 8. Игры. Рэкеты. Марки. 9. Развлечения. 10. Сценарная расплата (развязка) или награда. 11. Терапевтическую роль. 12. Контрсценарий. 13. Психотерапевтические стратегии.

Эмоции — см. Чувства.

Эмоции аутентичные — см. Аутентичные чувства.

Эписценарий (эпискрипт, episcript) (сверхсценарий) — жесткое Родительское предписание, передаваемое человеком детям или зависимым людям с целью избежать его выполнения самому.

Я

Явный уровень взаимодействия (социальный) — уровень взаимодействия, передающий вербальное или вербализуемое содержание общения с помощью средств второй сигнальной системы — языка.

Приложение 1

К опроснику «измерения фиксированной эмоциональной установки»

Для получения итогового значения фиксированной эмоциональной установки сумма всех значений делится на число сделанных выборов.

ФЭУ= 0№ + 0.....О

57-X,

где ФЭУ — фиксированная эмоциональная установка; 0 — значение оценки по первому вопросу; X — число вопросов, оставшихся без ответов.

Перед подсчетом важно проделать следующую операцию.

Обращаем ваше внимание, что большинство оценок учитывается в их прямом значении, т.е. складываются цифры, поставленные самим обследуемым. И только вопросы № 6, 7, 51, 52, 53, 54 учитываются в обратном значении, где 7=1, 6=2, 5=3, 4=4.

В результате обработки опросника А мы получаем ответ в форме значений от 1 до 7, где суммарная оценка 7 соответствует удачнику 1 степени. Суммарная оценка 6 соответствует удачнику 2 степени.

Суммарная оценка 5 соответствует удачнику 3 степени и середняку 1 степени. Суммарная оценка 4 соответствует удачнику 2 степени. Суммарная оценка 3 соответствует середняку III степени и неудачнику 3 степени. Суммарная оценка 2 соответствует неудачнику 2 степени. Суммарная оценка 1 соответствует неудачнику 1 степени.

Приложение 2

Терапевтические опросники структуры личности

Ключи к опросникам Р-В-Д

Приводим ключи к каждому из трех вариантов опросников.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ Р-Д-В Вариант А

Считаем совпадения. Каждое совпадение 1 балл.

Способствующий развитию Родитель

Да + 13 16 26 28 38 39 45 46 53 59 61 63 69 80 85

Консервативный Родитель

Да - 1 3 6 8 24 25 34 47 55 65 72 74 81 83 84

Рациональный Взрослый

Да + 2 9 21 30 31 35 36 52 58 66 68 73 78 86 89

Иррациональный взрослый

Да - 4 10 11 17 20 37 42 51 60 64 70 71 75 76 87

Позитивный Дитя

Да + 5 7 12 14 19 27 32 40 41 48 56 62 67 77 88

Трудный Дитя

Да - 15 18 22 23 29 33 43 44 49 50 54 57 79 82 90

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ Р-Д-В Вариант Б

Адаптивный компонент Родитель

Да+ 4 11 13 15 16 22 23 24 27 33 35 4147 51 77

Неадаптивный компонент Родитель

Да ± 5 7 21 25 26 39 40 45 48 54 56 58 60 66 70

Адаптивный компонент Взрослый

Да + 8 10 20 34 36 49 53 57 59 61 73 74 78 84 89

Неадаптивный компонент Взрослый

Да - 12 17 28 31 43 44 50 64 69 71 75 79 85 86 87

Адаптивный компонент Дитя

Да + 1 2 3 6 18 32 42 56 62 63 67 68 72 83

Неадаптивный компонент Дитя

Да - 9 14 19 29 30 37 38 46 52 76 80 81 82 88 90

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ Р-Д-В Вариант В

Адаптивный компонент Родитель

Да + 12 13 16 20 21 25 30 34 36 41 46 55 56 76 78

Неадаптивный компонент Родитель

Да —8 17 26 29 43 48 50 51 52 57 63 66 72 83 88

Адаптивный компонент Взрослый

Да + 7 9 31 32 49 53 54 62 65 69 79 82 84 86 87

Неадаптивный компонент Взрослый

да_ 2 3 4 6 10 14 19 27 28 33 40 58 60 61 70

Адаптивный компонент Дитя

Да + 1 5 22 24 35 37 42 47 59 64 71 74 75 77 80

Неадаптивный компонент Дитя

Да - 11 15 18 23 38 39 44 45 67 68 73 81 85 89 90

Полученную алгебраическую сумму выборов + и - по каждому компоненту личности делим на число всех выборов. Затем складываем показатели компонент. Возможные показатели компонент от 1 до -1, общая сумма от 3 до -3.

Приложение 3

Сценарный статус и проверочный список эффективности терапии, консультирования или самоанализа постсоветского человека

1. Сценарный статус.

1.1. Знаете ли вы, как выглядит ваше лицо?

1.1.1. Как выглядит обычно ваше лицо?

1.1.2. Как оно выглядит в ответственные моменты?

1.1.3. Какие части вашего лица вам нравятся?

1.1.4. Какие части вашего лица вам не нравятся?

1.1.5. Всегда ли вы владеете своей мимикой?

1.1.6. Что сообщает ваше лицо другим людям?

1.1.7. Как другие реагируют на выражение вашего лица?

1.2. Знаете ли вы, как выглядит ваше тело?

1.2.1. Как выглядит обычно ваше тело?

1.2.2. Как оно выглядит в ответственные моменты?

1.2.3. Какие части вашего тела вам нравятся?

1.2.4. Какие части вашего тела вам не нравятся?

1.2.5. Какое впечатление ваше тело производит на других людей?

1.2.6. Всегда ли вы владеете вашей пантомимикой?

1.2.7. Какие знаки ваше тело подает другим людям?

1.3. Можете ли вы дифференцировать состояния своей личности?

1.3.1. Можете ли вы различить Р.-В.-Д. в себе?

1.3.2. Различают ли в вас Р.-В.-Д. другие люди?

1.3.3. Различаете ли вы Р.-В.-Д. в других людях?

1.4. Осознаете ли вы свои фиксированные эмоциональные установки?

1.4.1. Как вы сохраняете свои фиксированные эмоциональные установки?

1.4.2. Как вы изменяете свои фиксированные эмоциональные установки?

1.4.3. Осознают ли другие люди ваши фиксированные эмоциональные установки?

1.4.4. Осознаете ли вы фиксированные эмоциональные установки других людей?

1.4.5. Пытаетесь ли вы влиять на фиксированные эмоциональные установки окружающих вас людей?

1.4.6. Какое влияние вы оказываете на фиксированные эмоциональные установки членов вашей семьи?

1.4.7. Какое влияние вы оказываете на фиксированные эмоциональные установки близких вам людей?

1.5. Разбираетесь ли вы в играх доктора Э. Берна?

1.5.1. Какие игры приняты в вашей родительской семье?

1.5.2. Какие игры вы усвоили с детства?

1.5.3. В какие игры играют члены вашей семьи?

1.5.4. Какие игры вы передаете своим детям?

1.5.5. Видите ли вы игры окружающих людей?

1.5.6. Как вы поступаете, обнаружив игры?

1.6. Как вы воспринимаете информацию?

1.6.1. Насколько в вашем восприятии важно зрение?

1.6.2. Насколько в вашем восприятии важен слух?

1.6.3. Насколько в вашем восприятии важно обоняние?

1.6.4. Насколько в вашем восприятии важно осязание?

1.6.5. Насколько в вашем восприятии важны тактильные ощущения?

1.6.6. Насколько развито ваше воображение?

1.6.7. Как часто вы мечтаете?

1.6.8. Как часто сбываются ваши мечты?

1.6.9. Какие ваши мечты уже сбылись?

1.6.10. Какие ваши мечты пока не сбылись?

1.6.11. Насколько развита ваша эмпатия?

1.6.12. Как часто вы используете эмпатию в работе и личной жизни?

1.6.13. Насколько развита ваша симпатия?

1.6.14. Как часто вы применяете симпатию в работе и личной жизни?

1.6.15. Насколько развита ваша интуиция?

1.6.16. Как часто вы используете свою интуицию в работе и личной жизни?

1.6.17. Насколько развита ваша апперцепция?

1.6.18. Как вы используете апперцепцию в работе и личной жизни?

1.7. Ваше управление временем.

1.7.1. Как часто вы вспоминаете прошлое?

1.7.2. Насколько быстро вы забываете неприятности?

1.7.3. Насколько вы зависите от прошлого?

1.7.4. Удается ли вам жить в настоящем?

1.7.5. Как часто вы думаете о будущем?

1.7.6. Насколько вы зависите от будущего?

1.7.7. Как часто вы осознаете течение времени?

1.7.8. Ваше время течет, движется, бежит?

1.7.9. У вас преимущественно часовое структурирование времени?

1.7.10. У вас преимущественно целевое структурирование времени?

1.8. В какие типы взаимодействия вы предпочитаете вступать?

1.8.1. Вы предпочитаете уход от взаимодействия?

1.8.2. Вас больше устраивают операции и процедуры?

1.8.3. Вы предпочитаете ритуалы и времяпрепровождение?

1.8.4. Вы любите игры?

1.8.5. Вы настроены на близость и ищете ее?

2. Проверочный список терапии или самоанализа

2.1. Называют ли вас теперь тем именем, которое вам нравится?

2.2. Изменилось ли ваше восприятие окружающего мира?

2.3. Изменились ли ваши фиксированные эмоциональные установки?

2.4. Различаете ли вы свои субличности?

2.5. Различаете ли вы субличности других людей?

2.6. Распознаете ли вы игры?

2.7. Как вы поступаете, распознав игры?

2.8. Стали ли вы более успешным человеком?

2.9. Разрешили ли вы свои проблемы?

2.10. Раскодировали ли вы свои жизненные сценарии?

2.11. Какие другие ваши достижения вы можете назвать?

2.12. Кто из окружающих вас людей вам необходим для реализации ваших сценариев?

2.13. Как вы входите в свои сценарии?

2.14. Как вы выходите из своих сценариев?

Приложение 4

Образовательные программы транзактного анализа — восточная версия

1. Презентационный курс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: