Ж. Делез, Ф. Гваттари
Трактат о номадологии
<...> Следует противопоставить две научные модели - Компарс и Диспарс. Компарс - правовая или правомочная модель, ее использует наука королей. Поиск правовых норм означает выделение инвариантов, даже если инвариант - отношение между переменными (уравнение). В этом смысл гилеоморфизма принципа, утверждающего переменность материи и постоянство формы. Диспарс - принцип науки кочевников - противопоставляет скорее не материю и форму, а материал и силу. Здесь речь идет не о выделении инварианта в ряду переменных, а о приведении самих переменных в состояние непрерывной вариации. Уравнение возможно здесь только как уравнивание - временное равновесие переменных, несводимое к алгебраической форме и неотделимое от процесса вариации. Оно выделяет индивидуальные моменты и особенности материи, а не всеобщие «формы». Индивидуальность возникает здесь как событие, происходящее здесь - и - теперь, а не как «предмет», состоящий из материи и формы.
|
|
Гладкое пространство кочевников - это пространство минимальных расстояний: однородными являются только бесконечно близкие точки. Это пространство контакта, индивидуальных событий контакта, пространство скорее тактильное, чела визуальное, в противоположность расчерченному пространству Эвклида. Гладкое пространство не знает каналов и тропинок. Это гетерогенное позе соответствует особому типу множеств - децентрированным ризоматическим множествам, которые не размечают занимаемое ими пространство. Это пространство можно эксплуатировать, только путешествуя по нему. Его нельзя наблюдать со стороны, как евклидово пространство; скорее оно напоминает звуковую или цветовую гамму.
Один тип наук основывается на воспроизведении, другой - на движении. Репродукция, индукция, дедукция это методы науки королей. Они трактуют пространство и время как переменные, чей инвариант выражает управляющий ими Закон: если наблюдается постоянный эффект или если между переменными причины и эффекта существует постоянное отношение, то в условиях расчерченного пространства эффект должен регулярно воспроизводиться. Репродукция предполагает сохранение инварианта, сохранение внешней точки зрения по отношению к объекту наблюдения: наблюдать прилив, стоя на берегу. Движение путешественника - это нечто другое: мы не стоим на берегу, наблюдая за течением реки, однонаправленным и разделенным на струи, а сами несемся в клубящемся потоке, сами вовлечены в процесс вариации.
Пример пешеходной науки - первобытная металлургия, уподобляющая кузнеца кочевнику. Существует тип ученого-бродяги, с которым ученые государства постоянно борются, ассимилируют его или же включают в правовую систему науки, уделяя в ней второстепенную «клеточку». Соединить мышление с движением вовне, придать ему силу этого движения, короче говоря, превратить мышление в машину войны - это удивительное предприятие затеял Ницше, разработавший точные методы этой войны.
|
|
Кочевник обладает территорией, передвигается постоянными маршрутами, движется от одного пункта к другому, не пропуская ни одного из них (водопой, место отдыха, место сбора и т.д.). Однако следует разобраться, что является в жизни кочевника основным и что - производным. Во-первых, если даже пункты очерчивают маршрут, они сами-г принадлежат этому маршруту, тогда как для оседлого жителя пункты задают маршрут. Водопой, например, может быть пропущен, поскольку каждый пункт - это место перехода, промежуточное звено, «реле». Путь всегда проходит между двумя точками, но это «движение – между - двумя» приобретает самостоятельность и внутреннюю цельность. Жизнь кочевника - это интермеццо. Кочевник не то же самое, что мигрант: мигрант всегда перемещается из одного пункта в другой, даже если этот последующий пункт еще ему неизвестен. Кочевник же движется из одного пункта в другой только в силу фактической необходимости - в силу смежности этил пунктов на трассе, пункты - это связки его пути.
Во-вторых, хотя маршрут кочевника может проходить по обычным дорогам, это не та дорога, которую знают оседлые народы. Та дорога целит замкнутое пространство, предоставляя каждому определенную часть этого пространства, и обеспечивает связь частей. Маршрут кочевника - полная противоположность дороги: он делит людей (или животных) в открытом пространстве не очерченном и несвязном.
В-третьих, существует разница между двумя типами пространства. Пространство оседлых народов очерчено стенами, границами и дорогами. Кочевники населяют гладкое пространство, метки которого сдвигаются вместе с трассой. Так с неописуемым звуком сдвигаются в пустыне песчаные плиты... Кочевник обживает гладкое пространство, присваивает себе это пространство в этом и состоит его территориальный принцип. Было бы ошибочно определить кочевника через понятие движения. Тойнби совершенно прав, говоря, что кочевник, скорее тот, кто не движется. Мигрант - это беглец, покидающий местность, когда она исчерпала свои ресурсы. Кочевник никуда не бежит, не хочет бежать: он срастается с этим гладким пространством, где лес редеет, а пустыня или степь разрастается.
Кочевник, очевидно, движется, но движется сидя; он сидит всегда, когда движется (бедуин в галопе сидит, подвернув под себя ступни ног). Кочевник умеет ждать, он бесконечно терпелив. Неподвижность и скорость, оцепенение и порывистость, «стационарный процесс», неподвижность как процесс - эти черты Клейста в полной мере характеризуют и кочевника.
Следует различать скорость и движение. Движение может быть очень быстрым, но оно не становится от этого скоростью. Скорость не исключает замедленности или даже неподвижности. Движение экстенсивно, скорость интенсивна. Движение - относительная характеристика тела, принимаемого как «целое», тела, которое перемещается из одного пункта в другой. Скорость, наоборот, это абсолютная характеристика тела, отдельные части которого (атомы) заполняют гладкое пространство наподобие вихря (воронки) и могут появиться в любом пункте. (Таким образом, очевидно, и совершались духовные путешествия без относительного движения, не сходя с места, интенсивно). В качестве итога скажем условно: только кочевник владеет абсолютным движением или скоростью; круговое движение - свойство его военной машины.
|
|
Именно в этом смысле кочевник не владеет земельными участками и дорогами, хотя вполне очевидно, что он ими владеет. Если можно назвать кочевника в полном смысле слова детерриториализованным, то именно потому, что, детерриториализация осуществляется не после, как у мигранта, и не посредством, как у оседлого жителя (связь которого с землей всегда опосредована чем-то иным - правами собственности, аппаратом власти...). Связь кочевника с землёй создаст именно детерриториализация, даже если в результате кочевник приобретает земельную территорию. Земля сама перестаёт быть землей, становится просто почвой, oпорой под ногами. Она детерриториализуется не целостным относительным движением, а лишь в отдельных местах - именно там, где лес отступает и где рождается степь и пустыня. <...> Там, где возникает гладкое пространство, где оно растет и ширится во всех направлениях, там появляется и кочевник. Он срастается с этим пространством и сам его расширяет: кочевник порождает пустыню в той же степени, в какой порожден ею.
Песчаная пустыня содержит не только стационарные участки растительности (оазисы), но и подвижную ризоматическую растительность, связанную с картиной осадков и определяющую направления кочевок. Песчаная и ледяная пустыня - пространства одного типа: ни одна линия не отделяет земли от неба, нет ни перспективы, ни контура, видимость ограничена. И при этом существует развитая топология, основанная не на пунктах и ориентирах, а на комплексных ситуативных приметах (ветер, волнистость снега или песка, звуки - свист песка или потрескивания льда, фактура - качество поверхности на ощупь). Это пространство воспринимается на слух и на ощупь - его можно скорее ухватить, чем увидеть.
Отличительная черта гладких пространств - корневищ --- переменная картография, изменчивость и разнонаправленность. Расчерченное пространство является целостно-релятивным: оно имеет определенный набор частей и общую постоянную ориентацию. Кочевник не принадлежит этой целостной релятивности, в которой движение соотносится с пунктами. Скорее он пребывает в абсолютной локальности - абсолютное пребывает в локальном - и несводимости здесь – и - теперь: пустыня, степь, лед, море.
|
|
Ж. Делез, Ф. Гваттари. Трактат о номадологии /
Пер. В Мерлина // Новый круг:Междунар. Лит.-филос. Журн. Киев, 1992. №2. С. 185-187.
Список рекомендуемой литературы
Барт Р. От науки к литературе // Избр. Работы. М., 1989.
Витгейнштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. М., 1994.
Декарт Р. Первоначала философии // Соч. М.., Т. 1.
Делез Ж., Гваттари Ф. Трактат о номадологии // Новый круг. 1992. №2. Киев.
Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории. Конец всего сущего //Трактаты и письма. М., 1980.
Котелевский Д. В. К возможности определения характера философского произведения как классического или постклассического // Социемы. 1997. №6. Екатеринбург.
Ламетри Ж. Человек-машина. Человек-растение // Соч. М., 1983.
Лейбниц Г. В. Рассуждения о метафизике. Монадология. // Соч. М., 1980. Т. 1.
Рикер П. Какого рода высказывания могут принадлежать философам // О человеческом в человеке. М., 1991.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
Соловьев Вл. Теоретическая философия // Соч. М., 1988. Т. 1.
Харитонов В. В. Возможности произведения: к поэтики философского текста. Екатеринбург, 1996.
Эрн В. Ф. Исходный пункт теоретической философии // Соч. М., 1991.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. М., 1995. Т. 1-2.
Глава VI
Эссе
Вопросы, которые возникают при рассмотрении жанра эссе как жанра философского, бесконечно множатся: почему философы обращаются к этому жанру? Каким образом философия находит себя в этом жанре? Чем отличается философское эссе от эссе, например, литературного или исторического? И т.д. Чтобы попытаться ответить на эти и другие вопросы, пожалуй, следует обрисовать какие-то специфические черты эссе как жанра вообще. И коль скоро, по М. Бахтину, «жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало»¹, обратимся и мы к истории этого жанра.
Истоки эссе можно найти в живой человеческой речи, так как эссе строится, прежде всего, по типу свободных размышлений, а разнообразие тематики предоставляет большую возможность для свободного сочетания тем, ассоциаций, метафор. Это и придает эссе естественность и непринужденность, свойственные человеческой речи. Некоторые исследователи к эссеистическому жанру относят в первую очередь сочинения, где главная позиция - это позиция авторская. Другие видят сходство эссе с такой жанровой линией, как «мениппея». В русле ее находятся отчасти «Метаморфозы» Апулея, «Сатирикон» Петрония. Характеризуя эту жанровую линию, В.Кожинов приводит слова М.Бахтина: «Свобода художественного вымысла, ведущая роль личного опыта... "незавершенность" действия и героя, нивой контакт с современностью»². Однако значение самостоятельного жанра и свое название «эссе» этот жанр получил только в XVI веке, после выхода в свет книги Мишеля Монтеня «Essays» (в русском переводе - «Опыты»). А после появления «Essays» Ф.Бэкона жанр эссе стал популярным и широко распространился в англоязычных странах.
Обратимся к произведению М. Монтеня. Как охарактеризовать его содержание? О чем эта книга? Наверное, легче ответить на вопрос: о чем не писал автор. Откроем оглавление: «О педантизме», «О возрасте», «О запахах», «О страхе», «О силе нашего воображения», 0 каннибалах» и т. д. В «Опытах» нет ни хронологической последовательности, ни логической, ни строго выстроенного развития мысли. «Опыты» выступают как воплощение в слове самого процесса наблюдения. Заметим, что в данном случае и субъектом, и объектом наблюдения является сам автор. Монтень предупреждает, что эта книга - «неотделимая от самого автора»³ и что «содержание моей книги - я сам» 4. Что касается формы, то она, по сути, впрочем, как и сам жанр, была изобретена Монтенем. При этом свободная форма нетождественна хаотичности, а имеет свое собственное основание. И если в первом периоде написания «Опытов» эссе представляют зачастую комментарий к «истории» (прослеживается явная близость к средневековым назидательным рассказам), то во втором -уже «история», «происшествие» становятся иллюстрацией мысли. При этом, замечает Монтень, «это словам надлежит подчиняться и идти следом за мыслями, а не наоборот»5. Очевидно, что любая жесткая схема не давала бы возможности автору выразить подлинное течение своих мыслей.
Если говорить о стиле Монтеня, то важной чертой следует признать конкретность. В размышлениях Монтеня конкретные примеры становятся плотью этих размышлений. Приведем один замечательный отрывок из «Опытов» Монтеня: «Если посадить какого-нибудь философа в клетку с решеткой из мелких петель и подвесить ее к верхушке башни собора Парижской богоматери, то, хотя он ясно будет видеть, что ему не грозит опасность из нее выпасть, он не сможет не содрогнуться при виде этой огромной высоты (если только он не кровельщик)»6. Конкретность - буквально во всем: и в описании собора («собор Парижской богоматери»), и в описании клетки («... с решеткой из мелких петель...»), и в оговорке - «если только он не кровельщик».
Несомненно, Монтень - «революционер» жанра, жанра, который стал особенно популярным в философии, начиная с XIX века. Вообще, отнести «Опыты» Монтеня можно и к истории литературы, и к истории нравов, и к истории философии. Поэтому «Опыты» (как и собственно жанр эссе) относятся к междисциплинарному жанру: эссе может включать в себя монологи, диалоги, афоризмы, исповеди, притчи и т. д. - зачастую автор облекает в новую жанровую форму каждый абзац. Однако отличить этот жанр от других жанров все же возможно. Например:
Эссе и афоризм:
Эссе - раздумья.
Афоризмы - итоги раздумий.
Эссе и лирика:
Эссе - мир в зеркале свободной мысли «я» рефлектирующего.
Лирика - мир в зеркале переживаний лирического героя. Хотя лирическое начало в эссе сильно, так как автор воспроизводит ход собственной мысли, а также переливания, связанные с ней.
Эссе и очерк:
Для очерка важен познавательный элемент. Основа его содержания - это события или герои, которые и обусловливают развитие авторской концепции. Очерк исследует проблему, обсуждает, дает аргументацию для какой-либо позиции.
Эссе же - это изображение самого хода мысли, здесь авторская концепция первична.
Эссе и мемуары:
Мемуары, как и очерки, обычно имеют познавательную ценность, которая иногда встречается и у эссе, но не является самодовлеющей. Но главное эссеист, как и мемуарист, опирается на опыт, исходит из него, однако материал опыта обычно остается за пределами эссе. То есть если мемуарист все притягивает в сферу своего опыта, то эссеист как бы отталкивается от опыта.
Эссе и литература «потока познания»:
В эссе воспроизводятся не любые переживания, а те, которые связаны с размышлениями по поводу важного для него вопроса.
В литературе «потока сознания» такой отбор отсутствует, здесь фиксируется все, что попадает в сферу сознания вообще. Ну и если сказать о жанре, максимально удаленном от жанра эссе, то им представляется трактат с его жесткой формой, систематичностью и претензией на завершенность.
Список можно продолжить еще на множество пунктов. Но, пожалуй, следует еще рассмотреть, как соотносится эссе с такими близкими жанрами, как автобиография, дневник, исповедь. М.Эпштейн, размышляя о жанре эссе, предлагает временной аспект различения этих жанров:
-Автобиография раскрывает «Я» в аспекте прошлого - Я пишу о том, что уже случилось.
-Дневник - в аспекте настоящего - Я пишу о том, что происходит сейчас.
-Исповедь - в аспекте будущего, перед которым отчитывается человек.
В эссе «Я» всегда уходит от определения и прямо в качестве предмета описания не задается. Казалось бы, Монтень пишет о себе, и это оговаривает, но мы вычитываем его образ, его размышления о себе через размышления о мире, о нравах, о природе и т. п. Он постоянно меняет тему, без видимых причин переходит от одних размышлений к другим, но именно благодаря такой изменчивости и раскрывается сущность человеческой природы и мироздания в целом. То есть, размышляя о себе, Монтень поднимается до уровня универсального и общечеловеческого. Сущность человека оказывается не абстрактным понятием, а чем-то таким, что каждый находит в самом себе, воплощает в своей жизни. И исходной точкой для исследования может стать каждый, главное - вслушаться в свой внутренний мир.
Итак, возникает вопрос о собственной специфике жанра эссе. Начнем со специфики содержания - о чем пишется эссе? И хотя в самом начале говорилось, что эссе может прикасаться к самой разнообразной тематике, все же, думается, у каждого мыслителя можно найти какой-то магистральный вопрос, конституирующий все его размышления. Подобно тому, как художник пишет всю жизнь один роман, одно произведение, мыслитель, как и художник, вкладывает себя в свои произведения, тем самым, создавая основу для их единства. При этом основной единицей эссе выступает обычай, то есть существенным становится то, что происходит всегда. А характер автора раскрывается уже по контрасту или аналогии обычая.
Так, Монтень, рассуждая о чем угодно, пишет всегда о себе.
Паскаль - о Боге.
Борхес - о томлении духа на протяжении истории и т. д.
Цель, которую преследует автор эссе: не навязывая читателю строгого заключения, автор вызывает читателя на диалог, размышляя об интересующих его вопросах.
Как пишется эссе? Как оно прочитывается? Во-первых, зачастую по названию нельзя угадать содержание эссе, так как название отражает тишь первоначальный замысел, ту исходную точку для рассуждений, часто связанных чисто ассоциативно, от которой идет автор. Паскаль замечает: «Лишь кончая писать задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать»7. Излагаются мысли в несистематизированном виде и без поучительной направленности. Паскаль предваряет свои «Мысли» следующим замечанием: «Не о системе я поведу здесь речь, а о присущих сердцу человека Особенностях»8. Автор кое в чем советуется с читателем, сомневается, приглашает к раздумью. Установка эссе на диалогичность была уже отмечена. Так. «Мысли» несли на себе такой глубокий отпечаток личности Паскаля, что любые рассуждения о них неизбежно вели к диалогу с автором (так произошло, например, с Вольтером). И сам Паскаль призывал настоятельно к подобному диалогу. Читатель становится «со - участником» эссе, поскольку, как писал тот же Паскаль: «Не в Монтене, а во мне самом содержится все, что я в нем вычитываю». Целостность эссе основывается не на исключении личности, а на ее самораскрытии, ее самопостижении. Поэтому столь сильна в эссе авторская позиция, ведь эссе предполагает новое субъективно окрашенное слово о чем - либо. Вновь процитируем Паскаля: «Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но с неодинаковой меткостью» 10. Однако субъективность автора эссе, таким образом, оформляется, что читатель сквозь нее может найти ответы на свои собственные вопросы. Именно поэтому автор эссе авторитетен для читателя. Знаменательно, что именно в книгах XVI века (время выхода в свет «Опытов» Монтеня) часто присутствует портрет автора, благодаря которому, как пишет Р.Шартье, «принадлежность текста некоему «я» делается непосредственной и зримой»11. Авторитетен автор как принцип, как определенная территория (автор высказывает свои собственные мысли, основываясь на своем личном жизненном опыте) территория, в рамках которой становится возможной игра в метафоры, парадоксальное сцепление ассоциаций и т. п. Автор выбирает какую-то частную тему, за которой обнаруживает беспредельность. Отсюда свободная манера, свойственная эссе, - это, по сути, борьба с бесконечностью ее же оружием, преодоление вечности человеческим временем. Казалось бы, структура эссе хаотична, но при всей видимой легкости, непринужденности эссе обладает особенной логикой - логикой герменевтического круга: когда выдвигается гипотеза относительно смысла (ведь эссеист не только описывает, но и представляет некую «рабочую гипотезу») и одновременно идет предвосхищение целого. Если говорить метафорически, то эссе- это «философия жизни», именно поэтому эссе - жанр, открытый для философствования. «Философия жизни» не в том историка - философском, концептуальном смысле, который подразумевает философию Шопенгауэра, Ницше и других, а философия, понимаемая так, как ее определяет М. Мамардашвили, говоря, что философствование - «часть жизни как таковой, если, конечно, эта жизнь прожигается человеком как своя, личностная единственная и неповторимая»12.
Примерно с середины XIX века можно заметить эссеизацию философии. Кьеркегор и Ницше пишут уже не систематические трактаты, а некие «опыты», в которых мысль проявляется через образ. Важная черта эссе как жанра философского - это своеобразное соединение мысли, образа и бытия, попытка их уравновешивания. Монтень пишет: «... можно найти нечто среднее между низкой и жалкой озабоченностью, связанных с вечной спешкой, которые мы наблюдаем у тех, кто уходит во всякое дело с головой, и глубоким, совершеннейшим равнодушием, допускающим, чтобы все приходило в упадок, как мы это наблюдаем у некоторых»13). Формула эссе: «Найти нечто среднее» - ведь само слово «_эссе» происходит от латинского «еxagium», что буквально означает «взвешивание». Мысль погружается в жизненный поток, но попытка схватить «немыслимое» - саму жизнь - приводит к образности и конкретности, о которых уже говорилось. Именно поэтому отделить эссе философское от эссе художественного сложно. Это можно сделать по отношению к эссе историческому, которое опирается на факты. Но можно отметить то, что эссе философское с необходимостью несет на себе личностный источник философствования, становиться философствованием среди людей. М. Мамардашвили говорит о философствовании как о «сознании вслух». М.Эпштейн замечает: «Все сущее в эссе предстает как присущее человеку; сущность всех вещей раскрывается лишь в чьем-то присутствии»14.
Популярность эссе в ХХ веке во многом объясняется выходом на арену психоанализа и феноменологии, которые углубляют представления о жизни: бессознательное выступает тем началом, где все познавательные моменты слиты. А феноменология, которая представляет всегда сознание как «сознание о...», вносит представление о горизонте, в который вписана мысль феноменолога. Подобно этому и мысль эссеиста всегда вписана в горизонт его бытия и его опыта. Примечательно, что большинство фрагментов «Опытов» Монтеня начинаются с «О» - «О суетности слон», «Об уединении», «О сне», «Об именах» и т.д.
Итак, казалось бы, свобода формы и содержания эссе делает этот жанр неохватным и неопределенным. Однако свобода эта, как и любая другая, снимая с человека какие-то общие обязательства, предъявляет ему личный счет. Отсюда и личностный характер подхода к проблеме, и интимность ее подачи, и не систематичность, момент «опыта». И все же эссе не покрывает собой всех типов и жанров словесного творчества, а по замечанию уже упоминавшегося М. Эпштейна, «напротив, лежит на периферии каждого из них, и зазоре и зиянии между ними - и лишь постольку в центре становящегося культурного синтеза»15.