1. Волкова Н.П. Педагогіка: посібник для студентів вищих навчальних закладів. - К.: Видавничий центр “Академія”, 2003. - 576с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/Ю.Б.Гиппенрейтер. М.:Астрель, 2007. – 251 с.
3. Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания. Психологический практикум. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.: ил.
4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личних взаимоотношений. – Мн.: Нар. асвета, 1984. – 239с.
5. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. —М.: Стрингер, 1992.
6. Краткий словарь иностранных слов/Сост.С.М.Локшина. – М.:Рус.яз.,1985. - -352 с.
7. Кузьмина Н.В. Стиль деятельности и общение. – Пермь, 1992. – 137с
8. Лишин О.В.Конфликти в школьном возрасте. Пути их преодоления и предупреждения. – Москва,1986. – 348 с.
9. Лукьянова М. К вопросу о развитии социально-психологической продуктивности соціального педагога: программа тренинга//Социальная педагогіка. – 2006. - № 4. – С
Марголина Т.И. К пониманию конфликтности учителя как его индивидуальной характеристики. – Москва,1995. – 279с.
Мясищев В.И. Личность и неврозы. – Ленинград,1960. – 237с.
Національна програма виховання дітей та учнівської молоді в Україні//Світ виховання. – 2004. -№ 4 (5). – С.7 -30. 8. Рыбакова М.М. Конфликт и взаемодействие в педагогическом процессе.М.:Просвещение,1991.-128с.
Психологический словарь/ Под ред. В.В.Давидова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Науч.-иссслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом Процессе: Книга для учителя.-М.:Просвещение,1991.-128с.
Самоукина Л.Д. Игри, в которые играют...Психологический практикум. – Дубна: «Фенікс+»,2000.-128с.
Симонова Л.В. Межличностние конфликти педагогов и старшеклассников и пути их решения. – Москва,1995. – 137с.
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.
Серия «Учебники XXI века». Растов н/Д: Феникс, 2001.-512с.
Страхов И.В. Психология педагогического общения. – Саратов, 1990.-420с.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.-М., 1981. - 185 с.
19. Хайдер Ф. Психология межличностных отношений. – Москва, 1996. -230с.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. – С.-Петербург, 1997. -198с.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224с.
ДОДАТОК А
Корней Чуковский «Федорино горе»
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".
Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл...
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтеся!"
И в железную трубу:
"Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!"
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
"Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!"
Но ответило корыто:
"На Федору я сердито!"
И сказала кочерга:
"Я Федоре не слуга!"
А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
"Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!"
Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:
"Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!"
Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
"Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!"
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
"Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!"
И ответила посуда:
"Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!"
"Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!"
"Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку -
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат -
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!"
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
"Я дальше идти не могу".
И заплакали блюдца:
"Не лучше ль вернуться?"
И зарыдало корыто:
"Увы, я разбито, разбито!"
Но блюдо сказало: "Гляди,
Кто это там позади?"
И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.
Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:
"Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
И сказала скалка:
"Мне Федору жалко".
И сказала чашка:
"Ах, она бедняжка!"
И сказали блюдца:
"Надо бы вернуться!"
И сказали утюги:
"Мы Федоре не враги!"
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь,-
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.
И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
"Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!"
Завдання № 2. «Мудрий вчинок»
Кожна мікрогрупа одержує картку з описом складної ситуації, вчинку винуватниці чи винуватця конфлікту й описом стандартного вчинку у відповідь. Група повинна знайти нестандартне рішення переможного виходу з цієї ситуації.
1. Вас раптово починають уникати однокласники. З вашою появою змовкають розмови. Головний винуватець: так звана краща подруга. Прикидаючись вірним другом, вона вивідує ваші плани і думки, але лише для того, щоб потім у перекрученому вигляді подати їх іншим. Її мета — утвердитися за ваш рахунок. Звичайна помилка: не звертати уваги чи влаштувати гучний скандал.
2. Ваш однокласник дратує вас своїми уїдливими жартами. Зміст цих жартів — ваша зовнішність, одяг, макіяж, зачіска, стиль поведінки, успіхи і невдачі. Звичайна помилка: уїдливо помітити, що його тупі жарти несмішні.
3. Вас вибрали старостою класу. Ваша однокласниця не бажає підкорятися вашим розпорядженням. Винуватиця: невдоволена. Поки ви були рівні, стосунки ваші були якнайкращі, але як підлегла — вона стала справжньою фурією. Звичайна помилка: відверто поговорити з нею про її безглузду поведінку.
4. Зазвичай з класним керівником ви спілкуєтеся дуже мирно. Але ви приносите офіційний лист зі спортивної школи про необхідність вашої поїздки на змагання, і вона «вибухає». Без усякого приводу вона починає кричати про кінець чверті, про те, що клас розпустився, ніхто не думає про навчання, в голові — тільки дискотеки і змагання. Винуватець: некерований холерик. Її раптові «спалахи» непередбачені. Звичайна помилка: показати свою розгубленість чи страх, особливо — розревітися.