Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономи-ческой деятельности связано с применением импортных и экспортных тарифов, которые входят в общую систему таможенных платежей.
Таможенным кодексом РФ установлены следующие виды таможенных платежей: таможенная пошлина (таможенный тариф); налог на добавленную стоимость (НДС); акциз; сбор за выдачу и возобновление квалификационного аттестата по таможенному оформлению; сбор за выдачу и возобновление лицензий таможенными органами РФ; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензии таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий.
В этой системе платежей важное место занимает таможенная пошлина.
Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства или при вывозе товара с таможенной территории. При этом под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии.
|
|
Таможенные пошлины часто используют в качестве таможенного тарифа. В то же время термин "таможенный тариф" употребляется в качестве документа, содержащего систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
Таможенный тариф является неотъемлемым условием перемещения товара через таможенную границу.
Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары.
Пошлины в таможенном тарифе определяются уровнем экономического развития страны, степенью обработки товара и другими факторами. Чем ниже уровень экономического развития страны, тем выше ставки пошлин, так как с их помощью недостаточно развитые отрасли защищаются от чрезмерной иностранной конкуренции. Например, в Австрии пошлины почти в три раза выше, чем в Швейцарии. Особенно высокие пошлины (50% и более) устанавливаются в развивающихся странах.
С повышением степени обработки товаров ставки пошлин увеличиваются. Наиболее высокие пошлины обычно устанавливаются на трудоемкие готовые изделия, поскольку сильная иностранная конкуренция на рынке этих товаров может привести к закрытию предприятий с большим числом занятых на них работников и повысить уровень безработицы в стране.
Пошлины почти во всех странах подразделяются на высокие, средние, низкие, а также имеется беспошлинный ввоз. На Российскую Федерацию чаще всего распространяются средние ставки пошлин, применяемые для стран, пользующихся (на условиях взаимности) режимом наибольшего благоприятствования.
|
|
Некоторые страны, в частности страны Европейского Союза, применяют к РФ более льготный таможенно-тарифный режим, т.е. предоставляют преференцию.
Преференция - особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Они чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин.
Для получения таможенных льгот необходимо представить таможенным органам соответствующих стран специальный документ-сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведен в РФ или подвергся существенной обработке на ее предприятиях. При этом для товаров, которые подвергаются существенной обработке на российских предприятиях, установлены специальные критерии.
В Российской Федерации порядок оформления и применения таможенного тарифа регулируется Законом РФ "О таможенном тарифе"1 с последующими изменениями и дополнениям к нему.
Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
ТН ВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятой в между-народной практике системы классификации товаров.
Целями применения таможенного тарифа в РФ являются:
• рационализация товарной структуры ввоза в РФ товаров, т.е. любого движимого имущества, в том числе тепловой, электрической и другой энергии;
• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
• защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
• обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов:
В нашей стране применяются следующие виды ставок пошлин:
адвалорные;
специфические;
комбинированные.
Адвалорные (лат. Ad valorem - по стоимости) ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости, облагаемых товаров. Специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Комбинированные ставки - это ставки, сочетающие в себе адвалорные и специфические ставки.
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в год. В целях защиты экономических интересов Российской Федераций к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:
специальные;
антидемпинговые;
компенсационные.
Специальные пошлины применяются:
• в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
• как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
|
|
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
Применению указанных выше особых видов таможенных пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решение в ходе расследования должно основываться на фактических данных.
Ставки указанных выше особых видов пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
Как уже отмечалось, адвалорные ставки определяются в процентах от таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товара используется для: обложения товара пошлиной;
• внешнеэкономической и таможенной статистики;
• применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательством РФ.
Для определения таможенной стоимости ввозимых, т.е. импортируемых товаров, применяются следующие методы:
по цене сделки с ввозимыми товарами;
по сделке с идентичными товарами;
по цене сделки с однородными товарами;
вычитания стоимости;
сложения стоимости;
|
|
резервный метод.
Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. В случае если основной метод не может быть взят, применяется один из других методов. При этом берется каждый последующий метод, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки по цене сделки с ввозимыми товарами принимается цена сделки непосредственно с такими товарами, подлежащими оценке. ЦЕНА СДЕЛКИ - это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары. При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы (если они ранее в нее не входили);расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;
расходы на страхование; расходы по выплате компенсационных и иных посреднических вознаграждений;
стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по ней; соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ и услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров: сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров; инструменты, штампы, формы и другое подобное оборудование, использованное при производстве оцениваемых товаров; вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т.д.); инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, эскизы, чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации, необходимые для производства оцениваемых товаров; лицензированные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществлять в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров; часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру.
Цена сделки с ввозимыми товарами не может быть использована для определения таможенной стоимости, если:
существуют ограничения в отношении прав импортера на оцениваемый товар, за исключением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены) повторно; ограничений, существенно не влияющих на цену товаров; цена сделки зависит от соблюдения каких-либо условий, влияние которых не может быть учтено; данные, использованные декларантом при определении таможенной стоимости, не подтверждены документально; импортер и экспортер являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.
Юридические и физические лица считаются взаимозависимыми, если один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки считается одновременно должностным лицом другого участника сделки;
участники сделки являются совладельцами; участники сделки связаны отношениями найма;
один из участников сделки владеет пакетом акций с правом голоса, составляющих не менее 5% в уставном капитале другого участника;
оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего юридического или физического лица;
участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
участники сделки или их должностные лица являются близкими родственниками.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки по цене сделки с идентичными товарами принимается цена сделки с идентичными товарами. Под "идентичными" товарами понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам: назначение и характеристика;
качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных. Товары, произведенные различными лицами, могут считаться идентичными только в том случае, если у декларанта и таможенных органов не имеется сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары: проданы (отчуждены) для ввоза на территорию России; ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
ввезены на тех же коммерческих условиях и в примерно тех же количествах, что и оцениваемые товары.
Если идентичные товары ввозились в ином количестве или на других коммерческих условиях, декларант обязан произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу ее обоснованность. Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, ранее указанных. Корректировка может производиться декларантом на основании достоверных, документально подтверждаемых сведений, В случае если при применении данного метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, для определения таможенной стоимости импортируемых товаров используется самая низкая из них.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами принимается цена сделки по товарам, однородным с импортируемыми. Под "однородными" донимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются следующие их характеристики:
назначение;
качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
страна происхождения.
Определение таможенной стоимости по методу вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые (идентичные или однородные товары) продаются (отчуждаются) на территории Российской Федерации в неизменном состоянии. В качестве базы для определения таможенной стоимости по указанному методу принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории страны в период, максимально приближенный ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца.
Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, следующие компоненты:
• расходы на выплату комиссионных вознаграждений и расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы на территории РФ после выпуска товаров в свободное обращение;
• суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ, в связи с ввозом или продажей (отчуждением) товаров.
При отсутствии случаев продажи (отчуждения) оцениваемых идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость.
В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода сложения стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
общих затрат, характерных для продажи товаров того же вида в России из страны-экспортера, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места таможенного оформления на территории РФ и т.д.;
прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров.
При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара.
В случае если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных пяти методов или таможенные организации аргументировано считают, что эти методы невозможно было использовать, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой таможенной практики. При этом иные способы определения таможенной стоимости должны соответствовать законодательству Российской Федерации и принципам системы таможенной оценки ГАТТ/ВТО
При применении резервного метода таможенные органы предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию. В качестве базы определения таможенной стоимости по резервному методу не могут быть использованы цена товара на внутреннем рынке; цена на товары отечественного происхождения; цена товара, поставляемого из страны-экспорта в третьи страны; произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливается в соответствии с Порядком определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской федерации1.
Таможенная стоимость вывозимых товаров складывается на основе цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:
комиссионные и брокерские вознаграждения;
стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
соответствующая часть стоимости предлагаемых покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг:
сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;
инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;
вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;
инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи; продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
продукция морского промысла, добытая и(или) произведенная в мировой океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;
вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;
продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических супах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;
товары, произведенные в данной стране исключительно из вышеуказанной продукции.
Если в производстве товара участвуют две и более стран, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки.
Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются:
изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по Товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшие в результате переработки товара;
выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходившим из той страны, где эти операции имели место;
правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости исключительных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
простые сборочные операции;
смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
В случае когда в отношении конкретных товаров или страны происхождения товара особых условий не оговаривается применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков.
Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, если партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения. Условием применения этого правила являются предварительное уведомление таможенного органа РФ о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, подробной спецификацией каждой партии с указанием кодов товаров по ТН ВЭД, их стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию;
документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий;
поставка всех партий из одной страны одним поставщиком;
ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост);
поставка всех партий товаров в срок, не превышающий 6 месяцев с даты принятия таможенной декларации либо истечения сроков на ее подачу в отношении первой партии.
В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган РФ вправе требовать представления сертификата о происхождении товара.
При вывозе товаров с таможенной территории РФ сертификат о происхождении товара в тех случаях, когда он необходим и это зафиксировано в соответствующих контрактах, в национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами, выдается уполномоченным на это органом.
При ввозе товара на таможенную территорию РФ сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:
• на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу;
• на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;
• если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, а также законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов РФ;
• в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют, либо у таможенного органа РФ есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.
При таможенном оформлении товара вместе с таможенной декларацией и другими документами представляется сертификат о происхождении товара, который должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны и содержит:
письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;
письменное удовлетворение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.
В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенный орган РФ может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указан ной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Таможенный орган РФ может отказать в выпуске товара через таможенную границу РФ лишь при наличии достаточных оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в соответствии с международными соглашениями, участником которых является РФ и(или) законодательством РФ.
Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу.
Товары, происхождение которых достоверно не установлено, выпускаются с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа РФ.
К товарам может применяться (восстанавливаться) режим наиболее благоприятствуемой нации или преференциальный режим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении не позднее чем через год с даты осуществления таможенного оформления.
При определении страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из третьих стран, включая порядок применения правил "прямой отгрузки и непосредственной закупки", а также ввозимых с территорий свободных таможенных зон и свободных складов, расположенных на территории РФ, устанавливаются Правительством РФ.
От таможенных пошлин освобождаются:
• транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
• предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ, для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РФ;
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ;
• валюта РФ, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ;
• товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и(или) вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и(или) на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенные для третьих стран;
• товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом РФ;
• оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию РФ для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих; создания, строительства и содержания центров профпереподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с воинской службы и их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственным и межгосударственным соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными органами исполнительной власти;
• периодические печатные издания и книжная продукция, связанные с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательствами на таможенную территорию РФ и вывозимые с неё;
• бумага, полиграфические материалы и носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию РФ средствами массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиокомпаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
• оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию РФ в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными организациями в соответствии с международными договорами РФ. Освобождение от уплаты таможенной пошлины производится только в случаях, когда это предусмотрено международными договорами РФ.
При осуществлении торгово-политических отношений РФ с другими государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз в отношении товаров:
происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющих целью создание такой зоньг или такого союза;
происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже чем один раз в пять лет Правительством РФ. Тарифные преференции, предусмотренные национальной системой преференций, для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, предоставляются при выполнении следующих условий:
наличия факта "непосредственной закупки";
наличия факта "прямой отгрузки";
предъявления сертификата о происхождении товара по форме "А".
Товар также не должен входить в перечень товаров, на которые не распространяется преференциальный режим (приказ ГТК от 26.04.96 № 258 в редакции от 16.01.97).
Непосредственно закупаемым товаром является товар, приобретенный импортером у предприятия или иного лица, зарегистрированных в стране, пользующейся тарифными преференциями. Прямой отгрузкой является отгрузка из страны, пользующейся тарифными преференциями, непосредственно в РФ. Правило прямой отгрузки считается выполненным также в отношении товаров, которые:
транспортируются транзитом в РФ через территории третьих стран вследствие географических, транспортных или экономических причин;
находились в режиме временного складирования под таможенным контролем на территории третьих стран;
приобретены в третьей стране во время и после проведения выставки или ярмарки;
при условии, что товары находились в неизменном состоянии под таможенным контролем в этой стране.
Для подтверждения указанных режимов достаточно наличия на товаросопроводительных документах соответствующих отметок таможенных органов стран, через которые транспортировались товары.
Необходимым условием представления тарифных преференций на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран, является предъявление сертификата происхождения по форме "А".
При этом следует иметь в виду, что:
сведения об экспорте и импорте (графа 1.2) должны соответствовать сведениям, заявленным в других грузо-сопроводительных документах; номер счета-фактуры, указанный в сертификате (графа 10), должен соответствовать номеру предъявленного счета-фактуры;
номер и дата выдачи сертификата должны соответствовать данным грузовой таможенной декларации (графа 44);
расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%;
в графе 8 сертификата должно стоять обозначение критерия происхождения товара в соответствии с принятыми в РФ (они указаны на обороте бланка). Если в партии поставляется неоднородный товар, то критерий происхождения должен быть указан на каждый вид товара;
сертификат должен быть заверен (графа 11) компетентным национальным органом страны-экспортера (например, торгово-промышленной палатой) или уполномоченной на это организацией.
При осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения от пошлины в отношении товаров:
ввозимых на таможенную территорию РФ и (или) вывозимых из нее временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов;
вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является РФ;
вывозимых с таможенной территории РФ в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченными им государственным органом в соответствии с законами РФ, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Кроме таможенных пошлин во всех странах при ввозе товаров взимаются различные сборы и налоги. Одни из них выравнивают конкурентные условия на внутреннем рынке импортирующей страны, поскольку с аналогичных отечественных товаров взимаются косвенные налоги, другие имеют протекционистский характер (защищают отечественные отрасли промышленности), третьи преследуют фискальные цели, четвертые взимаются для финансирования отдельных секторов хозяйства (стимулирования экспорта, реконструкции портов и т.д.), пятые - для содержания таможенного аппарата и т.д.
Общая сумма дополнительных налогов и сборов при ввозе товаров нередко превышает сумму взимаемых пошлин, установленных в таможенном тарифе, причем некоторые сборы не имеют фиксированной ставки, взимаются в зависимости от состояния конъюнктуры и экономической политики правительств, что лишает экспортера возможности заранее составить представление о расходах, связанных с таможенным оформлением груза в импортирующей стране.
Во всех странах используются различные административные инструменты регламентирования импорта путем, в частности, его запрещения, количественного лимитирования, лицензирования, предписаний таможенных органов, предъявления поставщикам других обязательных требований.
Так, наряду с полным запрещением торговли (обычно по решению ООН) многие страны устанавливают частичные запреты на ввоз определенных товаров в интересах охраны жизни и здоровья людей, животного и растительного мира, по соображениям морали и религиозным законам. Применяется также запрет условный: импорт не разрешается, если поставщик не соблюдает определенных указаний властей. Кроме постоянно действующих запретов практикуются сезонные и временные меры. Вместе с закрытым запретом импорта применяется и завуалированный, например вводится ограничение на продажу товара в розничной торговой сети или заход иностранных судов во внутренние воды страны.
В дополнение к традиционным количественным ограничениям импорта в форме квотирования (глобального, индивидуального, тарифного, сезонного и др.) широкое распространение получила сравнительно новая их форма "добровольное" самоограничение поставок, фактически навязываемое под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен.
Лицензирование также имеет много разновидностей, причем в развивающихся странах часто импортное разрешение выдается быстрее при определенных встречных шагах импортера, например, если он берет обязательство закупить местную продукцию или реализовать на внешнем рынке часть изготовленных в стране товаров.
Важную роль за рубежом приобретают специальные требования к импортным товарам, в первую очередь в отношении безопасности и соблюдения экологических норм, причем выполнение этих требований обеспечивается системой контролирующих учреждений, выдающих подтверждающие документы или отказывающих в их выдаче.
Особого внимания заслуживают правила безопасности, поскольку они обычно являются обязательными и, кроме того, нанесение ущерба потребителю дефектом товара может повлечь за собой в дальнейшем большие расходы для поставщика. Это относится, прежде всего к автомобилям и мотоциклам, бытовой электротехнике во всем ее богатом современном ассортименте, медицинским приборам, лекарствам, пищевым продуктам.
Во многих странах в последние годы приняты законы, охраняющие интересы потребителей и предусматривающие суровые санкции за их нарушение. В частности, в странах ЕС такая директива вступила в действие с 1993 г. Директива обязывает поставщиков всех потребительских товаров выпускать в торговую сеть лишь изделия, не представляющие угрозу для жизни и здоровья людей (при правильном использовании, возможном влиянии на другие товары и для определенных категорий потребителей, например для детей). Стоит отметить, что согласно этой директиве изготовитель должен информировать покупателя о всех возможных рисках, связанных с потреблением его изделия, в инструкциях, при маркировке, на этикетке.
В дополнение в 1993 г. ЕС был принят специальный документ о контроле за соответствием товаров, ввозимых из третьих стран, правилам безопасности. На его основе установлена специальная проверка импорта таких товаров, осуществляемая на внешних границах ЕС таможенными органами. Последним предоставлено право задерживать подозрительные с этой точки зрения товары или не имеющие товаро-сопроводительных документов с необходимой информацией. Поставщики товаров должны сами позаботиться о ликвидации своих бывших изделий и отходов "потребления". В результате одним из новых требований, предъявляемых к импортерам многих товаров, становится возможность облегченной утилизации последних, в частности, путем вторичной переработки. Кстати, по той же причине возникла и получает распространение специальная "экомаркировка" на упаковке экологически "дружественных" товаров в виде определенных символов ("зеленый дельфин", "голубой ангел", "белый лебедь" и т.д.), играющая роль рекламы.
Страны Западной Европы при ввозе сельскохозяйственных товаров, особенно продуктов питания, требуют сертификаты на содержание допустимых доз радиоактивности. С 1995 г. эти страны ужесточили требования в отношении ввоза фармацевтических продуктов.
При ввозе живого скота и мясных продуктов в ряд стран необходимо в настоящее время представить документы, что фермеры не применяли гормоны, ускоряющие рост животных. При ввозе пищевых продуктов порой устанавливаются ограничения на использование красителей, подслащивающих веществ, иных добавок.
Барьером на пути экспорта могут стать и различные обязательные требования к маркировке и этикетированию товаров. Например, импортируемые товары в США должны быть маркированы на английском языке, четкими, не стираемыми и несмываемыми до момента продажи надписями. В Канаде надписи на упаковке также должны быть четкими и разборчивыми, но уже на двух официальных языках - английском и французском. В Швеции для продовольственных и аптекарских товаров на упаковке необходимо указать содержимое на шведском и финском языках.
2.2. Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности
Нетарифные меры регулирования внешнеэкономическ-ой деятельности это комплекс мер экономического, административного и технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих или ограничивающих свободную торговлю между государствами.
Этот комплекс мер включает:
• квотирование;
• лицензирование;
• контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения.
Квотирование экспорта и импорта представляет собой количественные или стоимостные ограничения вывоза и ввоза, вводимые на определенный срок по отдельным товарам (работам, услугам), странам либо группам стран. В международной торговле квотирование применяется в случаях, когда этого требуют экономические, политические условия или состояние платежных отношений. Используется в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке. Может служить также в качестве ответной меры на дискриминационные действия зарубежных торговых партнеров. В ряде стран известны так называемые тарифные квоты, в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин.
В Российской Федерации современный порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономической деятельности установлен Законом РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"1.
Экспорт и импорт в нашей стране осуществляются без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях Правительством РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ; выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; защиты внутреннего рынка РФ.
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса, аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квоты с представлением Минэкономики развития России, преимущественного права организациям-изготовителям.
Конкурсы и аукционы организуются и проводятся в соответствии с Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительствам Российской Федерации количественных ограничений.
Конкурс проводит межведомственная комиссия по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот (Комиссия).
Различаются общая квота и квота.
Общая квота представляет собой количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством РФ.
Квота - это доля (часть) общей квоты, определяемая Министерством экономического развития России и доводимая до Комиссии с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе.
Конкурсы бывают открытыми и закрытыми.
Открытый конкурс - это конкурс, в котором могут участвовать любые участники внешнеторговой деятельности. По решению Комиссии открытый конкурс может проводиться с предварительной квалификацией. Под предварительной квалификацией понимается отбор претендентов для участия в открытом конкурсе, обладающих опытом практической работы и возможностями эффективного экспорта или импорта товара, выставляемого на открытый конкурс. Предварительная классификация проводится в соответствии с положением, утвержденным Комиссией.
Закрытый конкурс - конкурс, в котором могут принять участие только российские участники внешнеторговой деятельности, получившие официальное приглашение Комиссии.
Решение о форме проведения конкурса принимает Комиссия. Организация и порядок проведения конкурса включают следующие этапы: определение предмета конкурса; установление формы проведения конкурса;
подготовка и публикация в печати объявления о проведении конкурса не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса;
определение потенциальных участников закрытого конкурса и направление им приглашения;
составление инструктивных материалов с целью проведения предварительной квалификации претендентов для допуска к участию в открытом конкурсе;
подготовка конкурсной документации и распространение ее среди претендентов на коммерческих условиях;
прием конкурсных предложений от претендентов. К конкурсному предложению должны быть приложены банковская гарантия или платежный документ подтверждающий внесение участником конкурса на специальный счет Минэкономики развития России безусловного и безотзывного задатка, свидетельствующего о серьезности намерения претендента участвовать в конкурсе и обеспечивающего выполнение условий конкурса. Размер задала определяется Комиссией по предложению Минэкономики развития России, согласованному с Минфином России. Задаток не возвращается, если победитель откажется заключить соглашение на условиях, изложенных в конкурсном предложении, и не возвращается участнику конкурса, если он отзовет предложение после окончания срока его приема;
проведение предварительной квалификации;
оценка поступивших конкурсных предложений и выявление победителей конкурса;
подписание с победителем конкурса соглашения об условиях и порядке реализации квоты.
Претенденты - банкроты, а также претенденты, сообщившие о себе недостоверные сведения, к участию в конкурсе не допускаются.
Конкурсное предложение включает конкурсную документацию, а также документы, содержащие сведения об участнике конкурса (реквизиты участника, копии учредительных и регистрационных документов, производственные и финансовые показатели за предыдущий год, письмо банка о платежеспособности участника, ф. и. о. уполномоченных лиц, копию балансового отчета участника конкурса на последнюю отчетную дату, справку о контрактах по товарам, заключенных за последние 12 месяцев, с указанием условий и иностранных контрагентов).
Конкурсная документация включает:
• инструкцию по проведению конкурса, в которой излагается порядок подготовки и приема конкурсных предложений, их оценки, получения конкурсной документации, вскрытия конвертов, объявления результатов конкурса и проведения переговоров с победителем конкурса;
• техническую часть документации, представляющую собой спецификацию товара, квота на который предлагается участникам конкурса;
• коммерческая часть документации, которая включает сведения о цене товара, об условиях поставки и платежа, о графике платежей, об источниках финансирования сделки, о расчетах эффективности поставок товара и размере отчислений в федеральный бюджет.
Конкурсные предложения принимаются только в опечатанных двойных конвертах. Во внешнем конверте содержатся сопроводительное письмо и банковская гарантия (платежный документ), во внутреннем конверте - само конкурсное предложение.
Основными критериями отбора при рассмотрении конкурсных предложений являются:
сроки внесения и размер поступлений и платежей в федеральный бюджет, отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом;
гарантии выполнения условий конкурса;
опыт работы участника конкурса с данным товаром во внешнеторговой сфере.
По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам внешнеторговой деятельности, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для РФ экономических условиях.
Право на вывоз или ввоз квотируемого товара должно быть подтверждено лицензией.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Отгрузка товара для экспорта осуществляется после оформления экспортной лицензии.
Лицензирование проводится в соответствии с Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации. Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством РФ. Выдача лицензии осуществляется Минэкономики развития России через своих уполномоченных в регионах.
Для оформления лицензии заявитель представляет в Минэкономики развития России:
заявление;
копию контракта;
копию договора между экспортером (импортером) и производителем (потребителем) товара, если в качестве заявителя выступает посредник;
копии учредительных документов;
копии регистрационных документов (для юридических лиц - свидетельство о регистрации и справку налогового органа о постановке на учет; для граждан - свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);
решение соответствующего федерального органа исполнительной власти по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта;
разрешение при необходимости соответствующих федеральных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности;
выписку из протокола Межведомственной комиссии по организации про ведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот или сертификат Минэкономики развития России, являющиеся основанием для оформления лицензии, в случае установления количественных ограничений экспорта или импорта.
Предъявляемые заявителем документы регистрируются в Минэкономики развития России. Решение о выдаче лицензии или отказе принимаются в течение 25 дней со дня получения заявления.
Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с ТН ВЭД.
Лицензии бывают разовыми и генеральными.
Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии.
Срок действия разовой лицензии на экспорт "чувствительных" товаров и технологий двойного назначения определяется в каждом случае исходя из условий конкретной экспортной операции.
Генеральная лицензия оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства РФ.
Минэкономики развития России может отказать в выдаче лицензии по причинам неправильного оформления заявления; сообщения недостоверных сведений о производимой экспортной или импортной продукции; включения в контракт условий, наносящих ущерб экономическим интересам РФ. Решение об отказе в выдаче лицензий должно быть мотивированным и в письменной форме. Лицензия не подлежит передаче другому заявителю. Владелец лицензий направляет оригинал лицензии в таможенный орган РФ по месту регистрации. Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ; услуг).
Минэкономики развития России имеет право приостановить действие выданной лицензии или аннулировать ее в случае нарушении условий действия лицензии или законодательства РФ, а также по представлению владельцем лицензии соответствующего заявления.
Особое место во внешнеэкономической деятельности занимают товары и технологии двойного назначения.
Товары и технологии двойного назначения - это оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружения и военной техники, в том числе оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, ядерного) и ракетных средств его доставки.
Экспорт товаров и технологий двойного назначения находится под контролем Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю. Контроль осуществляется в соответствии с Положением о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения.
Порядок контроля экспорта товаров и технологий двойного назначения, заявляемых для использования в невоенных целях, предусматривает:
согласование проекта международных договоров РФ, предусматривающих передачу товаров и технологий двойного назначения;
подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза товаров и технологий двойного назначения; лицензирование экспорта товаров и технологий двойного назначения;
таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых за пределы РФ товаров и технологий двойного назначения, если иное не установлено законодательными актами РФ, решениями Президента РФ и Правительства РФ.
Проекты международных договоров Российской Федерации (независимо от их формы и наименования), предусматривающие передачу в зарубежные страны товаров и технологий двойного назначения, заявляемых для использования в невоенных целях, подлежат обязательному согласованию с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Минэкономики развития России, МИД России.
В контракте (договоре, соглашении) на экспорт из РФ товара или технологии двойного назначения должны быть указаны:
цель и место использования предмета экспорта;
конечный пользователь;
обязательства импортера о том, что предмет экспорта будет использоваться исключительно в заявленных целях и не будет реэкспортироваться или передаваться кому бы то ни было без письменного согласия экспортера. В случае если импортер является посредником, аналогичные обязательства в письменной форме должны быть также приняты конечным пользователем.
В отдельных случаях экспортные сделки с товарами и технологиями двойного назначения должны совершаться на условиях, предоставленных российскому экспортеру его иностранным контрагентом;
права осуществления проверки использования конечным пользователем предмета экспорта в соответствии с заявленными целями;
сертификата подтверждения доставки либо иного документа, выданного таможенным органом страны конечного использования и подтверждающего ввоз предмета экспорта на ее территорию.
Необходимость выполнения указанных условий определяется ВЭК по результатам межведомственной проработки обстоятельств конкретной экспортной сделки, а также на основании оценки рисков, связанных с этой сделкой.
Экспорт товаров и технологий двойного назначения осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым Минэкономики развития России. Основанием для оформления лицензии является заключение ВЭК о возможности экспорта товаров и технологий двойного назначения.
Для получения заключения ВЭК экспортер направляет в ее адрес следующие документы:
• заявление на выдачу заключения;
• нотариально заверенную копию свидетельства о своей государственной регистрации;
• копию контракта (договора, соглашения) на экспорт товара или технологии двойного назначения. Копия контракта (договора, соглашения) должна быть заверена подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью организации экспортера. На копии контракта (договора, соглашения) должна быть также указана дата ее выдачи и сделана отметка о местонахождении оригинала;
• выписку из торгового реестра или иной документ, подтверждающий регистрацию импортера (конечного пользователя) в соответствии с законодательством страны его местонахождения;
• документы, содержащие обязательства импортера (конечного пользователя) - в случае отсутствия этих обязательств в тексте контракта;
• импортный сертификат или его аналог.
Заявление на выдачу заключения о возможности экспорта товара или технологии двойного назначения, созданных за счет средств федерального бюджета, подлежит обязательному согласованию с министерством (ведомством) РФ, осуществляющим функции государственного заказчика.
Документы на иностранном языке представляются экспортером с приложением их заверенных переводов на русский язык.
ВЭК направляет свое заключение в Минэкономики развития России и экспортеру, который в течение б месяцев с даты подписания указанного заключения должен представить его в Минэкономики развития России для оформления лицензии.
Необходимым условием для таможенного оформления иностранных товаров, ввозимых на территорию РФ с целью переработки, является наличие лицензии, выданной Минэкономики развития России на экспорт продуктов их переработки.
Вывоз из РФ товаров и технологий двойного назначения для временного использования на территории зарубежных государств без передачи их какому-либо иностранному лицу с последующим возвратом на территорию РФ осуществляется без лицензии на основании заключения ВЭК о возможности такого вывоза в порядке, определенном законодательством РФ.
Для получения соответствующего заключения участник внешнеторговой деятельности, осуществляющий указанный вывоз (т.е. заявитель), направляет в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю;
заявление о выдаче заключения;
нотариально заверенную копию свидетельства о своей государственной регистрации;
обязательство об обратном ввозе товара или технологии двойного назначения либо продукта (продуктов) их переработки в установленные сроки в соответствии с законодательством РФ.