Самосознание - субъективное переживание собственного Я, сознание себя в прошлом, настоящем и будущем. Этапы развития: 1) от 1 до 3 лет (ребенок и тело) 2) от 3 до 7 лет (действия) 4) от 7 до 13 лет (психические кач-ва) 5) от 13 до 17 лет (система социальных нравов самооценка). Самосознание – это процесс и результат. Формирование Я - концепции. Я – концепция -устойчивая, неповторимая система мнений о самом себе, на основе которой строится его взаимодействие с окружающим миром. (4 этапа) Компоненты: Когнитивный(знания о себе), Эмоциональный(самооценка); Конативный(поведенческий - действия, поступки). Виды самооценки: адекватная (критич оценка) и неадекватная(завышенная,заниженная). Уровень притязаний - то каким человек хотел быть. Он выше уровня самооценки. если разрыв большой, то человек может не достичь цели.
Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Личность - системное социальное качество, приобретенное человеком в предметном деянии и общении, характеризует место чел-ка в системе общих отношений и выполняемую им роль. Личность - продукт взаимодействия чел-ка и общества. Это качество чел-ка. Человек - носитель качества, оно проявляется в его сознательной деятельности и определяет основные хар-ки его жизни. Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида. Человек - это вид. Индивид-это отдельный чел-к. Свойства могут различаться (телосложение, цвет глаз). Индивид-это потенциальная личность. Индивидуальность- неповторимое, уникальное сочетание черт конкретного индивида (психологических и физических черт).
|
|