Идеальная педагогическая инновация — целостный проблемно ориентированный процесс сопряженных изменений всего курса образования или его отдельных составляющих и среды нововведения, что приводит к повышению качества и эффективности образования.
Элементы модели идеальной педагогической инновации: известное знание, опыт, проблемная ситуация, научная проблема, альтернативные и рабочие гипотезы, само открытие и его реализация посредством проекта, конструкции, апробации и рефлексии.
Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Инновационная педагогическая деятельность — деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез.
Структура инновационной деятельности:
1. инноватор (профессионально-личностные качества);
2. среда нововведения (условия осуществления инновационной деятельности);
|
|
3. нормативная база (основа инновационной деятельности);
4. средства и способы (с их помощью исходный объект превращается в педагогическое новшество);
5. сферы (педагогический поиск, создание новшества, реализация новшества и рефлексия новшества);
6. педагогическое новшество (продукт, создаваемый инноватором);
7. педагогическое произведение (рефлексированный процесс и продукт инновационной педагогической деятельности, оформленный литературно).
Виды педагогических инноваций:
- по направлению деятельности: педагогические (дидактические, воспитательные) и организационно-управленческие;
- по характеру операций и видам деятельности: личностные, эмпирические, модернистские, технологические, концептуальные
- по объему дидактического нововведения: мотивационные, целевые, содержательные, процессуальные и целостные;
- по Кларину: соответствующие репродуктивной ориентации (инновации-модернизации; репродуктивная ориентация образовательного процесса) и соответствующие проблемной ориентации (инновации-трансформации; проблемная ориентация образовательного процесса).
Критерии педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.