Порядок прохождения таможенной службы

Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) закрепляет один из основополагающих принципов, согласно которого граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Аналогичное право закреплено ч.2 ст.21 Всеобщей декларации прав человека

Лица, работающие в таможенных органах, делятся на три основные категории:

сотрудники таможенных органов,

государственные служащие таможенных органов

работники бюджетной сферы таможенных органов.

Их правовой статус в отдельных аспектах различен.

На службу в таможенные органы принимаются

граждане РФ,

достигшие 18-летнего возраста,

способные по своим деловым и моральным качествам,

уровню образования

состоянию здоровья

обеспечить выполнение функций, возложенных на таможенные органы.


ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ является добровольным и оформляется на условиях контракта, который может заключаться на срок

от 1 года до 10 лет,

до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

Кроме того, для принимаемых на работу может быть установлен испытательный срок до 6 месяцев.

Срочный трудовой договор заключается с государственным служащим в таможенных органах только в случаях, строго оговоренных Трудовым кодексом РФ[1]. Во всех остальных случаях трудовой договор заключается без указания срока его окончания.

В содержание контракта включаются обязательные (необходимые) и дополнительные (факультативные) условия службы сотрудника.

Обязательными признаются следующие условия, по которым начальник таможенного органа и гражданин должны достичь соглашения и зафиксировать их в контракте:
о должности, которая определяется служебными функциями сотрудника согласно должности по штатному расписанию таможенного органа и соответствующей должностной инструкцией;
о месте службы. Местом службы гражданина является таможенный орган, штатным расписанием которого предусмотрена соответствующая должность.
Дополнительными (факультативными) считаются условия, вносимые в контракт по усмотрению сторон и конкретизирующие условия службы или устанавливающие дополнительные гарантии и компенсации сотруднику и членам его семьи.

Стороны могут оговорить в контракте любые другие условия, определяющие их дополнительные взаимные права и обязанности, которые не должны противоречить законодательству РФ.


При установлении в процессе проверки обстоятельств, препятствующих службе в таможенных органах, гражданин в течение месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу информируется об этом в письменной форме.

НЕ ПРИНИМАЮТСЯ на службу лица

♦ недееспособные,

ограниченно дееспособные,

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость,

лишенные права проходить такую службу в течение определенного срока на основании вступившего в законную силу решения суда.

Обязательным условием назначения на должность является принятие присяги (не позднее 2-х месяцев со дня присвоения ему первого специального звания) (ст. 19 Закона №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ):

«Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности». Порядок принятия присяги определяется руководителем ФТС РФ.

Сотрудники и госслужащие таможенных органов ежегодно представляют в налоговые органы декларацию о доходах.

Назначение на должность и освобождение от нее осуществляется посредством приказа начальника соответствующего таможенного органа.


Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию, целью которой является объективная оценка служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности, а также представление к государственной награде РФ.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в 4 года.

По результатам аттестации аттестационная комиссия может принять решение о:

♦ соответствии (несоответствии) сотрудника занимаемой должности;
♦ представлении сотрудника к государственной награде РФ;
♦ представлении сотрудника к присвоению специального звания высшего начальствующего состава.

При этом то или иное решение носит для начальника таможенного органа рекомендательный характер. В случае несогласия сотрудника с решением начальника таможенного органа, принятым по результатам аттестации, он вправе обжаловать его у начальника вышестоящего таможенного органа или в суде.

Аттестация должна способствовать совершенствованию деятельности таможенного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке сотрудников, определению уровня их профессиональной подготовки.


Меры по государственной защите должностных лиц таможенных органов (в т.ч. и работников таможенных органов) установлены ФЗ №45-ФЗ от 20 апреля 1995 г. " О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов ".

Для обеспечения защиты их жизни и здоровья, сохранности имущества могут применяться (с учетом конкретных обстоятельств) следующие меры безопасности (ст. 5 45-ФЗ от 20 апреля 1995 г.):

♦ личная охрана, охрана жилища и имущества; ♦ выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; ♦ помещение в безопасное место; ♦ обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; ♦ перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; ♦ переселение на другое место жительства; ♦ замена документов, изменение внешности.

Кроме того, могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном ФЗ №144-ФЗ от 12.08.1995 г. " Об оперативно-розыскной деятельности в РФ "


II.

В связи с переводом в 2002 г. сотрудников таможенных органов на условия федеральной государственной службы[2] различают три категории должностных лиц:

сотрудники таможенных органов РФ,

♦ федеральные государственные служащие таможенных органов

♦ работники бюджетной сферы таможенных органов

Сотрудники таможенных органов, т.е. люди «в погонах», входят в правоохранительный блок системы таможенных органов, к которому относятся структурные подразделения, занимающиеся ОРД, дознанием, таможенными расследованиями, звенья силового обеспечения. Статус сотрудников таможенных органов определяется Федеральным законом 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»
Госслужащие таможенных органов осуществляют свою деятельность в области таможенного оформления и таможенного контроля, занимаются статистикой и анализом, производят валютный контроль и контроль таможенной стоимости, выполняют другие функции, не носящие правоохранительного характера. Статус госслужащих в таможенной системе определяется Федеральным законом 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Работники бюджетной сферы: младшие инспекторы, водители, вспомогательный персонал. Все они непосредственно не выполняют функций, связанных с осуществлением таможенной деятельности, а лишь помогают в их реализации.

В словаре русского языка под служащим понимается «лицо, работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания»[3].

ГОССЛУЖАЩИЕ – это социальная группа, состоящая из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи учрежденных и действующих госорганов и организаций [4].

В административном праве ДОЛЖНОСТЬ понимается как организационное звено, связывающее определенную структуру с физическим лицом - служащим, который замещает должность и затем исполняет отведенные по должности полномочия.

Для таможенной службы характерно сочетание должностей федеральной государственной гражданской службы и должностей правоохранительной службы. Они внесены в реестры должностей государственной службы.

Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе, а также условия проведения конкурса определяются руководителем ФТС России.

Согласно ст. 3 Закона о службе в таможенных органах РФ, должностными лицами в таможенных органах признаются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды.


С ПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

младший состав (прапорщик и ст. прапорщик таможенной службы);
средний начальствующий состав (мл. лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, капитан таможенной службы);
старший начальствующий состав (майор, подполковник, полковник таможенной службы);
высший начальствующий состав (генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник таможенной службы).

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ таможенных органов присваиваются классные чины, а вместо звания они получают КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАЗРЯДЫ в соответствии с теми должностями, на которых состоят.

♦ секретарь гос. гражданской службы 1, 2, 3 классов;
♦ референт гос. гражданской службы 1, 2, 3 классов;
♦ советник гос. гражданской службы 1, 2, 3 классов;
♦ советник Российской Федерации 1, 2, 3 классов;
♦ действительный гос. советник таможенной службы.

Должностное лицо в таможенной практике - это лицо
- либо осуществляющее контрольные, распорядительные или процессуальные функции на государственной и таможенной границе РФ/ТС,
- либо связанное с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, сопряженных с международными пассажирскими и грузовыми перевозками, а также почтовым обменом;
- либо уполномоченное на перемещение через границу товаров, не подлежащих таможенному контролю;
- либо пользующееся в установленном порядке таможенными льготами, за исключением иностранных граждан, обладающих иммунитетом от уголовной, гражданской, административной юрисдикции в соответствии с действующим законодательством и международными соглашениями[5].

Служащий таможенного органа обладает ПРАВОМОЧИЯМИ на:

♦ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности, получение необходимой информации для исполнения должностных обязанностей; ♦посещение для исполнения должностных обязанностей предприятий всех форм собственности; ♦продвижение по службе; ♦пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; ♦проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; ♦применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в случае пресечения неправомерных действий.

Должностные лица таможенных органов имеют право применять

Ø физическую силу,

Ø специальные средства,

Ø оружие

Ø использовать служебных собак

в порядке, предусмотренном ст. 26 ФЗ от 27.11.2010 №311-ФЗ.

Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия - предупредительные выстрелы. При этом должностные лица таможенных органов ОБЯЗАНЫ:

1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;
2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов.

При применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.


В случае применения физической силы, специальных средств и оружия, использования служебных собак с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: