Советская школа и педагогика в период «оттепели» 1954 – 1964 ГГ

В 1946-1964 гг. Вторая половина 40-х и 50-е гг. - это время второго значительного подъема советской системы народного образования, школы (первый, напомним, приходился на 20-е, также послевоенные, годы). Подъем объяснялся окончанием войны, надеждами, вызванными великой жертвенной победой. Нужно было, как считали многие, делать выводы из пережитых страной испытаний, восстанавливая, строить жизнь по-новому. Отсюда всплеск внимания к образованию, культуре. К учебе вернулась молодежь с фронта и от станков, изголодавшаяся по книге, умному слову, учебе. Но на наметившийся поворот воздействуют, особенно до смерти Сталина в 1953 г., прежние авторитарные методы руководства страной: культ личности, идеологическое давление, репрессии.

В 1946-1948 гг. принимаются постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам. Ставится задача покончить со свободомыслием, творческой самостоятельностью в литературе, кино, музыке. Жестокой критике и гонениям подвергаются крупнейшие деятели, составляющие гордость отечественной культуры. Происходит разгром генетики, наносится удар по философии, языкознанию, политэкономии. Начинается, по своей сути, антисемитская кампания против «безродных космополитов». Снова ведется усиленный поиск врагов, преимущественно среди интеллигенции. Фабрикуются различные «дела», широкий размах приобретают репрессии.

В эти годы были внесены изменения в школьный учебно-воспитательный процесс, особенно это касалось программ по истории, литературе, биологии. Всячески возвеличивалась роль Сталина, партии. Запрещались произведения опальных писателей и поэтов. Замалчивались или беззастенчиво искажались достижения генетики, кибернетики, информатики, быстро развивающихся за рубежом. Так закладывались основы нашего отставания в науке, технике, технологии и образовании.

С 1953 г. и особенно во второй половине 50-х г. в связи с разоблачением культа личности Сталина и связанных с ним преступлений, в стране происходят важные изменения. Наступает период «оттепели», гласности, демократии. Существенные перемены не обходят и народное образование. Назовем важнейшие из них:

- восстановление и развитие народного хозяйства укрепляет материальную базу просвещения. В основном успешно осуществляется введенное с 1948-1949 уч. г. всеобщее обязательное семилетнее обучение;

- с 1956 г. появляется новый тип общеобразовательной школы - школа-интернат;

- с середины 50-х гг. в общеобразовательных школах Украины, а затем и других республик постепенно вводится производственное обучение в сочетании с производственной практикой. С 1957-1958 уч. г. по такому учебному плану работает уже 25% школ РСФСР;

- с конца 50-х гг. число поступающих в вузы впервые, превысило планы приема в них. Начинается конкурсный прием в высшие учебные заведения. Перед школами ставится задача ориентировать своих выпускников на рабочие профессии. Перестраивают свою деятельность Школы рабочей молодежи (ШРМ), техникумы, профессионально-технические училища;

- в декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принимает закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». Вводится обязательное восьмилетнее образование. Средняя общеобразовательная школа стала 11-летней (с производственным обучением и практикой). Вскоре в учебном плане выпускных классов появился новый предмет - обществоведение.

К 1962-1963 уч. г. все семилетние школы страны были преобразованы в восьмилетние.

В целом в конце 50-х - начале 60-х гг. советская школа окрепла. Ее мировой рейтинг был высок. По международному стандарту уровня интеллектуализации молодежи СССР занимал тогда третье место в мире (после США и Канады). При его определении учитывалось следующее:

- число молодых людей, получающих высшее образование (в % к численности населения). В 50-е гг. у нас лиц с высшим образованием было на 500 тыс. меньше, чем в США (в 1990 г. - меньше на 5 млн.);

- средняя продолжительность фактического обучения населения. Тогда в СССР и США она составляла соответственно 7 и 8 лет (ныне 9 и 12);

- число продолжающих обучение в вузах после окончания полной средней школы;

- число студентов дневного отделения вузов. Динамика в 50-90-х гг. здесь такова: СССР - с 1,7 до 4,5 млн. США - с 1,7 до 8,5 млн.

- престиж образования.

Состояние педагогической науки в эти годы было сложным. В институтах Академии педагогических наук РСФСР велись различные исследования, издавалась литература по теории и истории педагогики. Среди педагогов было немало крупных ученых. Однако сказывались последствия 30-40-х гг. По сути, наша педагогика разделила судьбу других общественных наук. Но все же ее развитие продолжалось. Многое здесь делали педагоги-новаторы, представлявшие неофициальную педагогику. Их творческие судьбы были сложны, исследования и результаты оспаривались, эксперименты запрещались. Однако число сторонников педагогов-новаторов росло, постепенно к ним приходило общественное признание.

К числу ярких новаторов в педагогике того периода относятся Занков и Сухомлинский. Первый начал свою педагогическую деятельность еще в годы гражданской войны воспитателем и заведующим детской сельскохозяйственной колонией. В 1957 г. в Москве он создает экспериментальную лабораторию по проблемам дидактики. Предлагает оригинальную и эффективную систему обучения на высоком уровне трудности и прохождения учебного материала быстрым темпом.

Талантливый учитель, директор Павлышской средней школы Кировоградской области (Украина) Сухомлинский исследовал и применял связи образования с нравственным воспитанием, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическими средствами считал познание личности ребенка, слово, общение детей с природой, друг с другом.

Путь экспериментаторов также был нелегок. Их творческая деятельность долгое время не находила признания даже у видных представителей Академии педнаук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: