В теории получило продолжение развития идей А. Маслоу о потребностях и их реализации в труде.
Основные положения теории средовых факторов:
1. Выделяются две группы факторов, определяющих отношение человека к своей работе.
2. Внешние факторы по отношению к человеку, названы автором теории «гигиеническими»; внутренние факторы по отношению к человеку названы «мотивационными».
«Гигиенические» факторы работы | «Мотивационные» факторы | |
1. Заработная плата. 2. Эргономические условия труда. 3. Режим труда и отдыха. 4. Социально-психологический климат коллектива. 5. Корпоративная культура. 6. Кадровая политика компании. 7. Обеспечение коллектива обратной связью (информирование коллектива о состоянии дел в организации). 8. Общественный имидж компании. 9. Территориальное месторасположение компании. | 1. Возможность самореализации. 2. Перспектива карьерного роста. 3. Самооценка достижений в работе. 4. Принятие в неформальную структуру отношений. 5. Публичное одобрение итогов. 6. Моральная поддержка в процессе работы. 7. Нахождение общих интересов с членами коллектива. 8. Возможность проявления самостоятельности. 9. Сложность работы, адекватная возможностям работника. 10. Участие в планировании работы. 11. Возможность разнообразить работу и самостоятельно регулировать параметры её организации. |
3. Влияние групп факторов на отношение работника к работе является неодинаковым и неоднозначным: может быть неблагоприятным и благоприятным.
Неблагоприятные гигиенические факторы | Неблагоприятные мотивационные факторы |
Порождают неудовлетворенность трудом и компанией | Способствуют развития безразличия к работе |
Благоприятные гигиенические факторы | Благоприятные мотивационные факторы |
Оставляют работника безразличным к работе («так и должно быть») | Способствуют проявлению инициативы, волевых усилий, ответственности |
4. Таким образом, «гигиенические» факторы влияют на развитие неудовлетворённости трудом, а мотивационные на развитие удовлетворённости. Согласно данным Е.П.Ильина (2000г.), «...среди всех факторов, влияющих на удовлетворённость работой, свыше 80% — «мотивационные». Из числа же всех факторов, влияющих на неудовлетворённость работой, около 70% - «гигиенические».
5. Теория свидетельствует о том, что необходимо учитывать многие факторы обеспечения мотивации трудовой деятельности.
Концепция обогащения работы Хакмана-Олдхама (относится к группе процессуальных теорий мотивации трудовой деятельности, называемых также когнитивными)
Основные положения концепции:
1. Выделяются пять параметров работы, которые ведут к инициированию трёх чувств (психических состояний), связанных с переживанием работы: чувство смысла, чувство ответственности, чувство удовлетворенности.
2. Три инициированные чувства (психические состояния) способствуют формированию мотивов трудовой деятельности и улучшению качества работы.
3. К выделенным пяти параметрам работы относятся:
a) требования работы, способствующие проявлению разнообразия знаний, навыков, профессионального опыта работника,
b) вклад работы в самореализацию личности работника (отождествление с работой),
c) значимость работы для коллектива, организации, общества,
d) возможность автономии (самостоятельности, независимости) в работе,
e) результативность работы.
4. Эти параметры работы инициируют три психических состояния, связанные с переживанием работы:
5. В зависимости от структуры сложившихся чувств находятся показатели мотивов к трудовой деятельности.
6. Практические выводы, вытекающие из концепции обогащения труда Хакмана-Олдхама:
a) создавать условия и обстоятельства труда, требующие приложения разнообразных знаний, умений и навыков, житейского и профессионального опыта работника;
b) диагностировать, учитывать и инициировать особенности личности, могущие быть реализованными в условиях конкретной работы;
c) демонстрировать, подтверждать работнику значимость выполняемой им работы для коллектива, организации, общества;
d) предоставлять работнику возможность автономной самостоятельной работы, обеспечивающей подтверждение его профессиональной и личностной состоятельности;
e) разрабатывать и демонстрировать показатели результативности труда, способствующие поддержанию чувства удовлетворённости трудом;
f) обеспечивать мониторинг системы отношений членов коллектива к работе для оценки и поддержания необходимых чувств, способствующих формированию и сохранению мотивов трудовой деятельности.