Внутренняя мотивация труда является устойчивой и прочной в диапазоне профессиональной компетенции работника

Обратная положительная связь (одобрение, похвала со стороны руко­водства) усиливает внутреннюю мотивацию трудовой деятельности.

8 мероприятие. Согласование возможностей человека как ра­ботника и требований конкретной трудовой деятельности.

Это мероприятие включает в себя три этапа работы кадрового ме­неджмента:

Этап первый — составляется перечень требований (психограмма) конкретной трудовой деятельности к профессионально важным пси­хическим качествам работника.

Этап второй — подбирается диагностический инструментарий, про­водится комплексная психологическая диагностика кандидата на вакантное место.

Этап третий — диагностико-консультативная работа по двум направ­лениям:

1. Отбор из многих претендентов того работника, который соот­ветствует требованиям работы (это работа по отбору персона­ла для рабочих мест, психологи­ческий отбор).

2. Отбор из многих рабочих мест такого, которое наиболее всего соответствует возможностям конкретного человека (это — рабо­та по подбору рабочих мест для конкретных работников или психологический подбор).

Согласование возможностей человека и требований профессии явля­ется актуальным для всех участников трудового процесса: для работни­ка (сохраняется здоровье, поддерживается интерес к работе и т.п.), и для компании (обеспечиваются качество работы, имидж компании, производи­тельность труда). Значительная роль в этом мероприятии отводится психологам, специа­листам по эргономике, психологии труда.

9 мероприятие. Регулирование факторов мотивации к трудо­вой деятельности в работе в области адаптации новых работников.

При разработке мероприятий по адаптации новых работников необходимо учитывать действие нескольких факторов:

• Фактор эмоционального отношения к работе (интересно-неинтерес­но, приятно-неприятно, экстремально-спокойно, разнообразно-скучно).

• Фактор рационального отношения к работе (зарплата, перспективы, отношение руководства и коллег, престижность, компенсаци­онный пакет, гарантии работы и т.д.).

• Фактор организационного обеспечения (территориальное расположение места работы, режим труда и отдыха, сезонность графика работы, технологичность, эргономичность, эстетичность, гигиенич­ность).

• Фактор личностного мотива работы (возможность самовыражения, самореализации, удовлетворения престижно ориентированных запросов, возможность получения субъективно важных выгод).

• Фактор актуальности разновидностей мотивов (интенсивность, устойчивость, согласованность, обоснованность, системность).

10 мероприятие.Обеспечение концептуально обоснованной и профессионально выполняемой оценки работы и поведения работника.

Психологические условия оценки работы и поведения работника:

1. Поощрение (в разнообразных формах) чаще способствует улучше­нию показателей трудовой деятельности, чем порицание,

2. Оценка бывает общей и частичной (модульной). Каждая из них имеет различное психологическое значение для оцениваемого работника.

Общая оценка (положительная и отрицательная) оказывает влияние на изменение самооценки работника. Положительная общая оценка способствует повышению самооценки вплоть до её завы­шения. Отрицательная оценка способствует снижению самооценки вплоть до её неадекватного занижения.

Частичная (модульная) положительная оценка выполнения конкретных задания, поручения, показателей работы является на­иболее адекватной в штатных условиях работы

3. Психологические свойства и отношения личности работника опреде­ляют в значительной мере эффективность оценки результата его труда. Например, для работника не будет иметь значения оценка (положи­тельная или отрицательная) его труда, если он безразлично относит­ся к самой работе. Другой пример. Работник с завышенной само­оценкой может оказаться безразличным к похвале руководителя.

4. Унификация и обезличивание оценки, (положительной и отрицатель­ной), способствует снижению её эффективности. Например, мастер сообщает: «Мы все хорошо поработали. Молодцы». Или мастер го­ворит: «Мы неважно сегодня сработали. Надо стараться, коллеги».

5. Морально-психологическая положительная оценка результатов ра­боты и поведения работника сохраняет для него своё существенное значение независимо от системы и размеров оплаты труда. В этой оценке обеспечивается подтверждение и улучшение самооценки, престижно-статусных ориентации работника, профессионализма и серьёзного значения его вклада в работу всего коллектива.

6. Форма оценки результатов работы методом «замалчивания» способствует ухудшению эффективности работы работника. Недостаток информации о результативности своего труда, о своём вкладе в работу коллектива, об отно­шении руководства к действиям и поступкам становится причиной инфор­мационного стресса работника, источником психологического дискомфорта.

7. Перенос руководителем своего мнения о работе работника на лич­ность этого работника (особенно при отрицательной оценке) являет­ся методически некорректным и неэффективным в управлении моти­вацией работника. Например, мастер говорит: «Вы плохо работаете, потому что вы ленивый, неаккуратный человек»,

8. Работник более чувствительно относится к оценке своей личности (свойств, поступков) со стороны руководства, нежели к оценке ре­зультатов своего труда.

9. Принимать во внимание возраст и квалификацию работника, де­ятельность которого оценивается. Например, молодые работники более чувствительные к формализованным гласным оценкам своего труда и поведения, а опытные работники более чувствительны к со­держательным авторитетным оценкам.

10. Принимать во внимание потребность работника в прогрессирующем
поощрении. Иными словами, поощрение должно иметь разнообразные формы реализации и интенсивности выражения.

11. Правильно формулировать управленческое обращение к работнику. Формулировка обращения является косвенным фактором внутреннего мотива поведения работника. Например, мотив работника к выполнению одного и того же задания будет зависеть от смысла, который этот работник усматривает в устной формулировке полученного задания. Например: Неудачный вариант формули­ровки задания «Вы пойдёте на участок №5, там некого поставить на подмену, да и вам сейчас нечего делать». Удачный вариант формулиров­ки задания «Я прощу Вас поработать на участке № 5. Сегодня там возникли слож­ности, а у Вас есть хороший опыт и авторитет. Помогите разобраться».

12. Следовать правилу своевременности информирования, оценки рабо­ты, личности работника (например, поздравления). Следование это­му правилу способствует поддержанию открытых доверительных служебно-деловых отношений.

13. Использование элементов корпоративной культуры в обеспечении внешней мотивации трудовой деятельности. Элементы корпоративной культуры содержатся в различных формах работы с персоналом (приёма на работу, корпоративная адаптация, карьерный рост и др.).

На этапе приёма на работу корпоративная культура требует об­ращения внимания на запросы принимаемого работника, уточнение его интересов.

На этапе корпоративной адаптации к новичку прикрепляется опыт­ный работник («старший брат»), который знакомит новичка с порядками, ситуациями текущей работы, с другими сослуживцами, партнёрами.

Такое прикрепление предупреждает стихийно складывающиеся отношения новичка с коллегами, которые могут вовлечь его в какие-либо межгрупповые «разборки», а опытные лидеры могут использо­вать в своих интересах.

Перспектива карьерного роста как элемент корпоративной куль­туры является существенной предпосылкой внутренней мотивации работника. Престижно ориентированный и профессионально целеуст­ремлённый работник обычно настроен на карьерный рост, профессио­нальное совершенствование. Если в системе корпоративной культуры организации не предусмотрены возможности перспективы профес­сионального роста, должностного продвижения, то мотивы трудовой деятельности будут непрочными, слабыми, поверхностными.

14. Административно организованное подтверждение общественной и корпоративной значимости конкретной работы, выполняемой ра­ботником. Это подтверждение способствует осознанию работником полезности своего труда и укреплению чувства самодостаточности. Разновидности форм административно организованного подтверж­дения общественной важности конкретной работы и личности само­го работника.

• информирование работника:

• о результатах его работы,

• о месте результатов этой работы в достижениях компании,

• о компании (истории, месте в хозяйственной жизни региона, страны),

• поощрения работника:

• периодические поощрения (за достигнутые результаты),

• текущие поощрения (за надёжность, работоспособность в текущей работе),

• воспитание профессиональной гордости,

• публикации в корпоративной печати,

• выдвижение (карьерное, общественное)

15. Повышение эффективности мероприятий внешней мотивации за счёт их согласования с побуждениями внутренней мотивации лич­ности работника. Рассогласование мотивов внутренней и внешней мотивации в значительной мере снижает итоговую эффективность мотивов трудовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: