Функции и задачи учителя в организации учебно-воспитательного процесса

Решение стоящих перед учителем задач обуславливает многообразие выполняемых им функций: воспитательных, образовательно-просветительских, управленческо-организаторских, проектировочных. Все они определяют различные стороны его педагогической деятельности.

Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию учебного процесса. Большое место в деятельности учителя принадлежит проектированию урока, подбору материала в соответствии с задачами урока, возрастом учащихся, их половыми особенностями, спецификой класса.

Управленческо-организаторские функции учителя состоят в практической организации урока и внеклассных мероприятий.

Прогностически-ориентирующая функция учителя связана с выявлением у учащихся способностей и склонностей и с учетом последних – в помощи выбору учащимися профессии и определению жизненного пути.

Образовательно- просветительская функция заключается в передаче учащимся знаний и умений.

Воспитательные функции учителя состоят в формировании нравственно воспитанной личности школьника.

Кроме этого выделяются еще следующие функции:

- открытие проблемности и значений окружающих человека реальностей;

- создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям;

- выявление зон неопределенности и перспектив развития жизнедеятельности ребенка;

- привитие вкуса и любви к науке, творчеству.

Педагогическая функция – предписанные педагогу направления работы: обучение, образование, воспитание, развитие учащихся. В каждом из этих направлений учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто не всегда очевидны. Но, заглянув в корень, мы установим, что в основе педагогической деятельности и лежит главная функция учителя – профессионализм: не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания. И чем отчетливее понимает он эту функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами управляемого педагогом выбора.

Сердцевина педагогического труда – в управлении теми процессами, которые сопровождают становление человека. Управление как основная педагогическая функция распадается на ряд конкретных действий. Реализация любого из них – будь то урок, классный час, изучение отдельного раздела на уроке, викторина, олимпиада, «подвижная перемена», школьный праздник, акт милосердия или экологическая экспедиция – начинается с постановки цели.

Сущность управленческого процесса в том, чтобы координировать действия учеников по линии совпадения «цель – результат». Управление процессом обучения основывается на возможностях учеников – уровне их подготовленности, работоспособности, отношении к учению и т.д. Обо всем этом педагог узнает в процессе диагностирования. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

В неразрывной связи с постановкой цели и диагностированием осуществляется прогнозирование; оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в конкретных условиях и исходя из этого определить, что и как нужно делать. Опираясь на благоприятный прогноз, учитель приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности – им завершается подготовительный этап педагогического процесса. Хороший учитель не войдет в класс без продуманного во всех деталях, четкого, обеспеченного всем необходимым плана.

На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
Организационная деятельность учителя связана с вовлечением детей в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Учитель – главный источник информации для учеников. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции необходимы ему прежде всего для создания действенных стимулов для развития процесса и намеченных в нем изменений. Учителя все отчетливее понимают, что не понукание и принуждение ведут к успеху. При контроле становятся более понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать процесс, вовремя использовать более эффективные средства, ввести более действенные стимулы. На завершающем этапе педагогического цикла учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ достигнутого: какова его эффективность, почему она ниже намеченной, где заметны спады, как избежать их в дальнейшем и т.д.
Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера. К тому же помимо своих непосредственных функций он несет нагрузки общественные, гражданские, семейные.

Таким образом, учитель выполняет множество видов деятельности, именуемых педагогическими функциями.

Главной из них является управление учебно-воспитательным процессом. На подготовительном этапе управление включает: постановку цели, диагностирование, прогнозирование, проектирование и планирование. На этапе реализации плана учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.
На завершающем этапе – аналитическую функцию.

Выполнение названных функций приводит к достаточно высокой нервно-эмоциональной напряженности учителя. Дополнительными факторами психического напряжения становятся также необходимость переключаться с одной возрастной группы на другую, большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки.

Существует еще ряд факторов, которые усугубляют напряженность труда учителя: плохая материальная база, слабая помощь со стороны администрации школы и педагогического коллектива, случайный выбор профессии и отсутствие у учителя должного интереса к своей работе, неорганизованность как черта характера и т.п.

Педагогическая деятельность представляет собой непрерывное решение педагогических задач. Решить их – значит найти адекватный данной педагогической ситуации способ достижения педагогической цели.

Решение педагогической задачи проходит ряд этапов:

- анализ педагогической ситуации;

- выдвижение гипотез о возможных способах достижения цели;

- прогностическая оценка этих способов и выбор лучшего;

- реализация принятого решения; анализ достигнутого результата и сопоставление его с планировавшимся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: