Профессионально важные качества личности учителя

Кроме общих и педагогических способностей в деятельности учителя проявляются и его индивидуальные особенности, которые определяют «почерк» педагога.

В исследовании группы психологов, проводящих изучение учителей, проявляющих неодинаковый успех в педагогической работе, было выявлено, что для учителей-мастеров в целом характерно:

- уверенность в больших возможностях детского коллектива и подчинение этому всего учебного процесса;

- стремление максимально и всесторонне использовать изучаемый на уроке материал, стимулирование учащихся на поиски разных способов выполнения действий;

- педагогическая наблюдательность;

- справедливость;

- удовлетворение от общения с детским коллективом.

Мастерство учителя во многом определяется его качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все профессионально важные качества учителя можно разделить на следующие группы: мировоззренческие (чувство ответственности за будущее каждого ученика, ответственность за судьбу общества в целом), нравственные (гуманизм, вежливость, честность, требовательность, оптимизм и др.), коммуникативные (общительность, вежливость, доброжелательность, эмпатия и др.) волевые (выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность и др.), интеллектуальные (ясность и логичность мышления, критичность мышления, остроумие, быстрота и объем восприятия, свойства внимания, такие как распределение внимания и др.), мнемические (быстрота и точность запоминания и др.) и двигательные.

Отечественные исследования последних лет, посвященные психологическому анализу личности учителя, дают возможность увидеть общую картину состояния психологического здоровья учителей.

Л.И. Кулагина (2002) в своей работе приводит перечень признаков профессиональной деформации учителей:

- тенденция к монологам;

-склонность к назиданиям, нотациям;

-нетерпимость к критике;

- склонность абсолютизировать свой предмет;

- навязчивое желание делиться опытом, знаниями;

-неумение слушать собеседника;

-привычка видеть «ниву просвещения» везде;

-агрессивное отношение к молодежной субкультуре;

-формирование тенденции к «садизму»;

-формирование зрительной антипатии;

-деформация памяти – учитель помнит, кто что должен;

-деформация внимания, неспособность к распределению внимания;

- у филологов – склонность к повторам, проговариванию, болезненная реакция на речевые ошибки;

-у математиков – склонность говорить «без воды», конкретно, давать только необходимую информацию.

Рассматривая проблемы профессиональной деформации, специалисты подчеркивают, что одним из основных путей профилактики профессиональных деформаций является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, в которых учителя постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения, опыт творческой деятельности.

Результаты большого числа исследований говорят о том, что эффективные учителя по сравнению с неэффективными отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне принимают себя, с большей легкостью принимают и других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: