Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Это такие факторы, как методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и другие.
Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
|
|
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Психологические требования к личности педагога
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, Где живет и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
|
|
Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Без каждого из этих качеств в отдельности учитель или воспитатель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества он тем не менее вполне может оставаться учителем. И наоборот, не составляет особого труда вообразить какого-нибудь общительного, с достаточно веселым нравом, вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли когда-либо станет хорошим учителем или воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества составляют индивидуальность педагога, в силу которых каждый хороший учитель представляет собой уникальную личность.
Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Существующая система образования зависит от тех преобразований, которые происходят в социальном мире, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности учителя и воспитателя. Для того чтобы вовремя установить эти требования, необходимо сделать следующее:
Правильно оценить тенденции политического, социального, экономического развития общества.
Определить, какими качествами в этом обществе должен обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось. После этого можно будет ответить на такие два вопроса.
Какими достоинствами должен располагать и от каких недостатков должен быть избавлен современный человек, окончивший среднюю школу?
Каким должен стать современный педагог, обеспечивший формирование и развитие личности, необходимой обществу?
Главная тенденция современного прогрессивного развития общества - демократизация жизни; происходит децентрализация управления, передача власти на места. Экономические преобразования затронули всю систему социальных отношений, вводя рыночные основы в большую их часть, диктуя необходимость самостоятельного принятия ответственных решений. В этой связи значительно расширились возможности для прямых политических, социальных, хозяйственных и культурных связей между людьми, что в свою очередь привело к интенсификации делового и личного общения; усиление гласности позволило публиковать различные точки зрения по наиболее злободневным вопросам, затрагивающим все сферы жизни общества. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Прежде всего - умение жить в условиях расширяющейся демократии, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Это предполагает, с одной стороны, способность признавать, понимать, принимать как должное наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии и на высококультурной основе разрешать возникающие разногласия; с другой - отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признания ее достоинств и значимости. Это также отказ от принципа, согласно которому интересы общества преобладают над интересами конкретной личности.
|
|
Изменение системы экономических отношений требует расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств личности.
Новое время требует от человека умения излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Для того чтобы сделать учащегося личностью сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью и многими другими качествами систематически развивать их у себя.