Младший школьный возраст

Учебная деятельность младшего школьника предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой деятельностью, которая была ведущей в дошкольном возрасте. Школьнику понадобится некоторая степень «готовности и включенности в учебную деятельность».

Младший школьный возраст это период с 6 до 11 лет. Ребенок еще обладает качествами дошкольника, такими как: подвижность, непосредственность, импульсивность, неустойчивость внимания, общая недостаточность воли, а также отчетливое проявление в поведении типологических свойств личности. Однако же учебный процесс требует от ученика упорядоченного внешнего поведения, для того, чтобы его знания лучше усваивались. Поэтому готовность ребенка к школе будет представлять собой готовность к изменению в отношении не только социальной ситуации развития в его жизни, а именно: «строго нормированный мир отношений», «организованная произвольность, ответственность за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие», но и изменений в личностных психических качествах: мотивов, установок, ценностей, стремлению познавать новое, мыслительных способностей и т.д. Готовность к школьному обучению играет большую роль на начальном этапе школьного периода в жизни ребенка. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована:

1) «способность к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

2) способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

3) способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

4) способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

5) словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха)».

Физический аспект развития ребенка в младшем школьном возрасте обращает внимание на то, что организм находится еще в процессе развития. Его еще не до конца сформированный скелет не позволяет, к примеру, просиживать долгие часы на одном месте. Поэтому в учебном процессе важно учитывать «соответствующий режим работы».

Если учесть некоторые современные исследования (Е.П.Гусева, И.А.Левочкина, И.В.Тихомирова) в сфере особенности функционирования нервной системы младших школьников, то можно отметить, что тенденция развития выглядит следующим образом: «от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления». Это говорит о том, что дети возраста 7-8 лет «быстро достигают предела работоспособности, в очень малой степени обладают выносливостью к нервным нагрузкам, устойчивостью различного рода помехам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, медлительны, плохо переносят ситуации, связанные с дефицитом времени». Отличия в поведении детей еще может зависеть от типа нервной системы: дети со слабым типом нервной системы могут отличаться крайней степенью медлительности, или, «повышенная степень утомляемости может выражаться в повышенной суетливости ребенка».

Мотивационно-потребностный аспект развития личности младшего школьника: в связи с тем, что «ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его» прилежно учиться и проявлять интерес к учебе, могут произойти значительные сбои в самом процессе усвоения школьной программы, малышу не интересно, и он скоро может отстать от программы, что может усугубить дальнейшую его заинтересованность. Таким детям становится трудно определять и ставить перед собой цели, связанные с учебой. Ведь «желание ребенка – это главный двигатель его успешного обучения». Поэтому в мотивационно-потребностной сфере необходимо учесть две категории мотивов:

- «желание ребенком занять новую позицию», когда он видит старших учеников и понимает, что школьная жизнь это шаги к взрослению;
- побуждение к учебе, связанное с «внешней атрибутикой», то есть: новая форам одежды, портфель, школьные принадлежности, учебники и т.д.

По мнению Л.С. Выготского, «центральным психологическим новообразованием младшего школьника является «обобщение переживания» или «интеллектуализация аффекта». Другими словами, ребенок старается выстраивать свое поведение самостоятельно в соответствии с определенными правилами и требованиями.

Личностные особенности возраста младшего школьника характерны доверительным отношением к взрослым, открытостью, послушанием и исполнительностью.

Кроме вышеперечисленного к другим особенностям возрастного кризиса младшего школьника можно отнести также: воображение (по мнению Е.Е.Кравцовой), появление навыков моделирования (Л.М.Фридман), произвольность поведения («умение ребенка контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать по образцу, срисовывать по образцу, умение волевого управления собой на трудных занятиях, доминирование познавательного мотива над игровым мотивов»).

Младший школьник уже многим отличается от того дошкольника, который полностью зависел от ситуаций его жизни дома или в детском саду. Как уже отмечалось выше, ведущей деятельностью дошкольника является игра. Однако же, ребенок, который только пошел в школу меняет свое отношение к ситуации, в которую он помещается, благодаря не только учебному процессу, но и различными новообразованиями в его психике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: