Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии. Связь возрастной и педагогической психологии с возрастной физиологией, педагогической, общей психологией.
Возрастная и педагогическая психология — две отрасли психологической науки, тесно взаимодействующие между собой и занимаются поиском ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека.
Возрастная психология направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Таким образом, предметом возрастной психологии как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе.
Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека.
Основные задачи педагогической психологии — изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления, выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, создание такого психологического климата, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).
Возрастная пс. подразделяется: психология дошкольника (часто называемая детской психологией), психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника (или ранней юности), психология взрослого человека и психология преклонного возраста.
Принципы возрастной и педагогической психологии
Возрастная психология - отрасль пс. науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе (особенности структурных изменений, новообразований, соотношение физиологических и природных факторов; движущие силы индивидуального развития; индивидуально-типологические различия и их детерминанты т.д.)'
Принципы возрастной психологии: 1 Общефилософские принципы (их методологические основы - законы бытия:
1) общей связи (необходимость охвата как можно большего информационного массива в исследовании определенных жизненных явлений; максимальное установление системы их внутренних и внешних связей);
2) принцип развития (изучение жизненных явлений в процессе собственного развития);
3) единства теории и практики (диалектика движения человеческого знания к истине; решающая роль практики в процессе познания, которая является критерием истины);
4) управление процессом развития (стихийное становление человека, как правило, непредвиденные результаты, в основном - нежелательные или негативные)
Назначение общефилософских принципов для возрастной психологии: изучение человеческой индивидуальности как саморегулирующейся системы, которая является сложным меняющимся феноменом, а не чем-то застывшим, неподвижным, а аморфного.
Психолого -педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
1. Основные психолого - педагогические принципы формирования воспитательных отношений.
2. Принцип природосообразности - педагогический процесс строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений; - направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.
3. Принцип гуманизации когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
4. Принцип целостности, упорядоченности - достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
5. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
6. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).
7. Принцип единства и непротиворечивости - направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.
8. Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности.
9. Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.