Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло.
Стадии психического развития характеризуются 3 компонентами:
1. Социальная ситуация развития – соотношение внешних и внутренних условий развития психики.
2. Ведущая деятельность – деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития, формирования личностных новообразований, происходит перестройка психических процессов, возникают новые виды деятельности.
3. Возрастные новообразования – новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте, которые определяют преобразования в сознании ребенка.
Движущие силы психического развития - это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
|
|
Факторы психического развития личности - это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле слова.
Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.
Периодизация возрастного развития человека. Принципы лежащие в основе возрастной периодизации.
Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
В основу периодизации положены сл. Показатели:
- ведущий вид деятельности (формируются новообразования психики)
- новообразования психики (психологические феномены которые формируются именно в данном возрасте)
-социальная ситуация развития (права и обязанности)
Раннее детство
· Младенчество (0—1 год)
· Раннее детство (1—3 года)
· Дошкольный возраст (3—6 лет)
· Младший школьный возраст (6—10/11 лет)
· Подростковый возраст (11—15 лет)
· Ранняя юность (от 15-19 лет)
· Юность (19-25)
· Зрелость (1 пер. 25-35, 2 пер. 35-60)
· Пожилой возраст (60-74)
· Старческий (75-90)
· Долгожители (от 90)