Техника обследования

Пальцы врача должны быть мягкими, гладкими и теплыми, не должны быть со шрамами, грубыми и холодными. Когда врач правой рукой исследует пульс на левой руке пациента, то под верхней частью указательного пальца врача будет ощущаться пульсация еердца, а под нижней — тонкого кишечника; под верхней и нижней частями среднего пальца соответственно пульсация селезенки и желудка; под безымянным пальцем — пульсация левой почки и семенных пузырьков у мужчины или матки у женщины. Когда врач левой рукой исследует пульс на правой руке пациента, то под его указательным пальцем ощущается пульсация легких и толстого кишечника, под средним — пульсация печени и желчного пузыря, под безымянным — пульсация правой почки и мочевого пузыря. Но между исследованием пульсации у женщин и у мужчин имеется различие: у женщин пульсация сердца и тонкого кишечника исследуется на правой руке, а пульсация легких и толстого кишечника — на левой. Это различие объясняется тем, что у мужчин верхушка сердца повернута чуть влево, а у женщин чуть вправо. Кроме того, указательными пальцами врача определяется состояние верхней части тела, средними пальцами — средней части тела, безымянными — нижней части тела.

Определив, как это описано выше, врожденную пульсацию человека, врач определяет постоянную пульсацию. Под постоянной пульсацией понимают наиболее общую характеристику пульсации, по которой можно судить, есть ли у пациента болезнь жара или болезнь холода, или он здоров.

Сурхарба объясняет смысл определения постоянной пульсации следующим образом.

Обычно при выдохе и вдохе врача, за промежуток между началом одного выдоха f началом еле-; дующего, у пациента, если он здоров, происходит пять ударов пульса: два на выдохе, два на вдохе и один во время промежутка между выдохом и вдохом. Если же за это время пульс ударит шесть раз — это означает наличие болезни жара, если пульс ударит семь-восемь раз — это означает наличие сильного жара, если девять — это вышедший за верхний предел; жар. Таковы три пульса жара. Если же частота пульса меньше указанного, если он бьется четыре раза — это холод, три раза — сильный холод, два — вышедший за нижний предел-холод. Таковы три пульса холода. Однако если при повышенной частоте ударов полость пульсирующего канала пуста, то по признакам это жар, а по сути холод. Если при пониженной частоте ударов канал в глубине твердый, то по признакам; это холод, а по сути жар [6, л, 26].

Следует заметить, что для определения постоянной пульсации ее исследуют на протяжении 15 ударов пульса, а в сомнительных случаях — на протяжении 100 ударов. Если при этом пульсация постоянна, не присущая жару, не присущая холоду, пульсирует без остановки — это и есть пульс обычного здорового человека.

Далее следует обратить внимание на сезонную пульсацию, так как в связи со сменой времен года меняется характер:

пульсации и есть опасность принять сезонную особенность пульсации за болезненную пульсацию. Здесь учитывается соответствующая каждому определенному времени года проявляющаяся в теле человека пульсация элементов «дхату».

Дхату — это области проявления энергии махабхут в теле человека и в природе. Соответствие дхату махабхутам следующее:

Махабхуты:Дхату:

1. земля; земля;

2. вода; вода;

3. огонь; огонь;

4. ветер; железо;

5. пространство; дерево;

Согласно тибетскому лунно-солнечно-юпитерно-сатурнному календарю, знание которого необходимо для пульсодиагностики, времен года четыре: весна, лето, осень, зима, каждое -продолжительностью в 72 дня. Четыре периода по 18 дней между сезонами, т. е. последние 18 дней каждого третьего месяца, считаются периодами межсезонья. Это в общей сложности составляет 360 дней в году, иначе это 12 месяцев по 30 дней каждый. Это, конечно, только общая схема, хотя в основных медицинских сочинениях, описывающих основы пульсовой диагностики, приводится именно она. Но кроме этого при определении сезонной пульсации учитываются данные не только астрономического характера, но и погодные. отражающие сезонные изменения в растительном мире и в поведении животных. Для примерной ориентации можно взять за основу даты начала года по тибетскому календарю, приводимые на стр. 21.

Знание этого календаря необходимо потому, что в зависимости от времени года именно в соответствии с этим календарем усиливается пульсация, связанная с тем или иным органом тела, на работу которого оказывает влияние проявление активности соответствующего сезону элемента дхату. Так, весной силен пульс дерева—печени — желчного пузыря, он бьется натянуто, как струна вины: тонко и резко (первое число первого месяца года считается начатом весны). Летом силен пульс огня —сердца — тонкого кишечника, толстый и долгий как пение кукушки или звон натянутой шерстяной нити Осенью силен пульс железа — легких — толстого кишечника, короткий и жесткий, похожий на колеблемые ветром волоски на теле. Зимой силен пульс воды — почек — мочевого пузыря — семенных пузырьков •-- матки, заглубленный, медленный, мягкий, спокойный. В периоды межсезонья силен пульс земли — селезенки — желудка, короткий и мягкий. Здесь следует учесть, что особенности пульсации каждого дхату проявляются не только в соответствующей ему зоне, но в несколько меньшей степени и в других зонах, Например, такие характеристики зимнего пульса воды, как заглубленность и другие, проявляются не только в зонах пальпации почек — «чаг», но также и в точках «цон» и «кан» на обеих руках человека. Еши Донден пишет, что свой пульс врачу исследовать легче всего, так как он знает, чем он питался и какой образ жизни вел и какие изменения это вызвало в пульсации.

Между элементами дхату существуют отношения «мать-сын» и «друг-враг», которые считаются важными для предсказаний о дальнейшем течении болезни и о различных жизненных ситуациях. Эти отношения следующие.

Пять матерей:

мать дерева — вода, мать воды — железо, мать Железа — земля, мать земли — огонь, мать огня — дерево. Пять сыновей — это те же отношения в обратном порядке: сын воды — дерево и т. д.

Пять врагов:

враг дерева — железо, враг железа — огонь, враг огня — вода, враг воды — земля, враг земли — дерево.

Пять друзей суть те же в обратном порядке.

Чтобы легче запомнились эти отношения, настоятель Иволгинского дацана (в то время, лет 10 назад — теперь ему за 90, и он.этого поста уже не занимает) Дармадоди Аюшеевич Жалсараев объяснял их очень просто: «Все нужное ему дерево получает от воды, и поэтому вода — мать дерева, а дерево — сын воды. Мать воды — железо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: