Учение о телесных деяниях и классификация тел

[58а] Затем, тотчас после изложения учения о сущностях тела, тот, кого называли риши Мудрость Познания, далее повел такую речь.

О! — воззвал он, великий риши Рожденный-из-ума! Слушайте не отвлекаясь, удерживайте в уме! — Так наставив, заполнил паузу.

— Теперь расскажу о деяниях тела, которые имеют исклю­чительное значение.

Это три вида деяний: (1) вообще телесные деяния, (2) деяния выходящей из тела речи и (3) деяния опирающегося на тело и обитающего в нем ума.

Эта троица вкушает плоды брахмачарьи, отдачи и других деяний из десяти благих; противоположных этому — лишения жизни и других (деяний) из десяти неблагих; не являющихся ни теми, ни другими — нейтральных; совокупления во сне и других неопределенных. Особенно вкушаются плоды подлинного восприятия глазом и другими из пяти органов чувств их собственных объектов — формы, звука, запаха, вкуса, осязаемого. Если говорить о классификации тел, она производится с точки зрения.

(1) различий опоры,

(2) возраста,

(3) природы (с учетом преобладающего) болезненного начала (кхамс),

(4) болезненности и неболезненности.

(Первое). С точки зрения опоры на тело (люди) подразделяются на:

а) мужчин — существа мужского пола,

б) женщин — существа женского пола,

в) неопределенных в отношении пола, гермафродитов.

Последние подразделяются на:

а) имеющих признаки как мужских, так и женских половых органов,

б) не имеющих ни тех, ни других,

в) изменяющихся гермафродитов — в начале месяца имеют мужские половые признаки, в конце месяца — женские,

г) среднеполые кастратного типа — не споссобные вести себя ни как женщина, ни как мужчина в плане вожделения,

д) среднеполых кастратов — это обычные люди, которых лишили (половых признаков).

Кроме этих пяти видов среднего пола имеется также бесчисленное множество других — гермафродиты «от зависти» и т. д.

(Второе). Классификация с точки зрения пожилого и юного возраста.

От рождения до 16 лет — дитя, ребенок, юноша.

Вышедший из этого (возраста человек) с развивающимися составляющими тела, органами чувств, внешним видом, силами и т. д. до 70 лет — в расцвете лет.

Преступивший этот возраст с истощающимися составляющими тела и др. —старик. Таковы три (возрастных группы).

Если принять возраст жизни за 100 лет, получим подходя­щее определение для всех возрастов: до завершения юношеского возраста — ребенок; до исчерпания источника сил и хорошего вида — человек в расцвете сил; затем старик.

(третье). Классифкация с точки зрения природы тела рассматривает 7 типов (людей):

1) человек только ветра,

2) только желчи,

3) только слизи,

4) сочетания ветра и желчи,

5) сочетания слизи и ветра,

6) сочетания слизи и желчи,

7) соединения трех (начал).

Первый в этой классификации с точки зрения природы начал — это человек, порожденный преимущественно ветром. У него фигура искривлена, мясо сухое, цвет тела тусклый. Очень много говорит, не переносит холода, тумана и ветра. При ходьбе суставы скрипят (букв. —издают звуки). Природное достояние небольшое, жизнь короткая, сен очень поверхностный. Тело маленькое, радуется пению, смеху, ссорам и стрельбе. Ветер, обладая природой страсти, соответственно себя проявляет. Особенно отличающиеся в искусстве стрельбы и других природой ветра [59а] не обладают, они обладают признаками льва и т. д.

А в этом случае, человек (с природой ветра), как утверждается в «Лучах луны», олицетворяет прилежание и другие (качества), радуется стрельбе. В пище особенно привержен к сладкому, кислому, горькому, горячительному вкусам. Человек этого типа отличается признаками, поведением и вкусами грифа, ворона, собаки, лисицы и т. д.

Человек с природой желчи очень подвержен и жажде и голоду, цвет волос и всего тела желтый, ум острый, гордость большая. Постоянно сильно потеет, пахнет — издает неприятный запах. Продолжительность жизни, достояние, размеры туловища определяются как средние. Весьма привержен к сладкому, горькому, тепрпкому и к охлаждающей пище. Человек этого типа обладает признаками и отличается голосом и поведением тигра, обезьяны, якши, мыши и т. д.

У человека с природой слизи тело холодное — нет теплоты, кости и суставы неявно выражены, мясо очень обширное, цвет же (тела) от природы белый, фигура сутулая, очень терпелив и (легко) переносит голод и жажду, эмоциональные аффекты, страдания и (причиненное ему) зло. Тело упитанное — много мяса, жизнь долгая, достояние большое. Сон глубокий. Будучи введен в гнев, долго выбирает, прячет его в глубину. Обладает хорошей природной чистой нитью (сознания) — поступает во благо другим. Весьма привержен к горячей, кислой, терпкой, грубой пище. Следует знать, что человек этого типа обладает поведением, речью и признаками вожаков стаи, льва и буйвола, слона — [59б] охранника, царя орлов Гаруды, Брахмы и т. д. Среди трех двусоставных (типов) у обладающих ветром и желчью размеры тела относительно малы, у обладающих слизью и ветром они средние, у обладающих слизью и желчью — большие. Таким же образом у них обязательно наблюдается поведение, голос, мышление и т. д. смешанной природы.

(Тип) соединения (природы всех трех «виновников») понимается как сочетающий признаки и т. д. всех трех (начал). У такого человека соответственно не чрезмерные и т. п. формы, тело совершенное, он малоболезнен и обладает другими высшими качествами.

Если рассматривать три перечисленных чистых типа, из них лучшим является обладающий природой слизи.

Если рассматривать все семь типов, то из перечисленных ниже каждый предыдущий лучше последующего по всем качествам: соединяющий (все три), сочетающий слизь и желчь, сочетающий слизь н ветер, сочетающий желчь и ветер, (обладающий) слизью, желчью, ветром.

Однако, все это изложено весьма приблизительно и в силу этого не всегда четко — (ведь те или иные особенности личности) строго определяются плодами прошлой кармы и кармическими задатками.

(Четвертое). По принципу наличия или отсутсвия болезней тело подразделяется на 2 вида:

(1) Неизмененное тело без болезней,

(2) Измененное, пораженное болезнью тело.

Первое — неизмененное тело — это обычное (тело), пребывающее в естественном благополучии. Чтобы постоянно поддерживать его в неболезненном состоянии для длительного сохранения жизни [60а], необходимо придерживаться безошибочного питания и образа жизни, (совершать) извлечение нектара9 и т. п.

Второе — измененное, побежденное болезнью тело подлежит лечению лекарствами, хирургическими (методами), диетой, образом жизни, служением (т. е. совершением ритуалов) и т. п.

— Таково наставление.

Глава шестая «Учение о телесных деяниях и классификаций тел» из Пояснительной Тантры — второй части «Нектара бессмертия, Тантры восьмичленного сокровенного наставления».

Оздоровительный ритуал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: