Составь из слогов слова, проанализируй их и запиши. (Коллективная работа с анализом выполнения задания.) Устно составь по 2 предложения с этими словами.
Звуки С-3 (С'-З')
1.
а) Внимательно послушай пары слов:
Суп — зуб; роса — роза; Сима — зима; бусина — бузина.
Скажи, чем различаются эти слова по звучанию и по значению?
б) Составь пары из данных слов:
Лиса, злой, Зоя, слить, слой, соя, Лиза, злить.
Чем различаются эти слова?
Что ещё меняется с изменением одной буквы?
2. Подбери в течение 5 минут 5 слов, начинающихся со звука С, и 5 слов, начинающихся со звука З.
Чётко произнеси подобранные слова. Докажи правильность выполнения задания.
3. Подбери слова так, чтобы буквы С и 3 в них меняли своё место (от 1-го до 4-го):
Зуб Суп
•З•••• •С•••
• • 3 • ••С••
•••З•••• •••С
Чётко произноси подобранные слова.
* Азбука, узелок, роза, коза, обезьяна, мавзолей, ослик, астра, миска, носки, •гесок, маски, пояс.
Проанализируй слова, в которых звук З и звук С находятся на 4-м месте.
4. Послушай и зашифруй слова так: если в слове услышишь звук С, нарисуй квадратик; если звук 3 — нарисуй треугольник; если в слове нет этих звуков, составь чёрточку (—).
Зонтик, соловей, машина, железо, пост, сук, возит, слива, жасмин, берёза, цапля, жираф, козлёнок.
Расшифруй свою запись, подбирая слова к условным обозначениям. Докажи правильность своего выбора.
Чётко произноси их, выделяя голосом ударный слог. Назови место звука 3 или С в подобранных словах.
5.
а) Прослушай внимательно слова:
Зеркало, соломинка, флоксы, кусать, обезьяна, гвоздика, туристы, вазелин.
Послушай слова ещё раз и скажи, сколько слов со звуком С и сколько — со звуком 3. Проанализируй их.
б) Прослушай внимательно слова:
Стрекоза, золотистый, созвездие, засмотрелся, скользить, оказался.
Какую особенность ты заметил в звуковом составе этих слов? Вспомни эти слова и составь с ними предложения.
(Коллективное обсуждение правильности выполнения задания.)
Звуки Ш-Ж
1.
а) Внимательно послушай пары слов, запомни их:
шарь — жарь уши — ужи
жил — шил сажа — Саша
Чётко повтори пары слов. Скажи, чем различаются в них слова.
б) Подбери к данному слову другое, отличающиеся только одной буквой: