Проникновение китайской культуры в деловую сферу

Деловая культура может быть определена как культура получения и распределения прибыли. И это чрезвычайно важно, потому что без прибыли предприятие существовать не может: не будет ресурса для развития и даже для воспроизводства. Но получать прибыль можно в самых различных формах, в разных масштабах. Поэтому существуют государственные, частные и смешанные предприятия, огромные транснациональные корпорации и малый семейный бизнес, в котором принимают участие 3-5 хорошо знающих друг друга. Деловая культура складывается из организационной культуру, или культуру данной конкретной фирмы, данной конкретной общности людей, которые организованы или, как еще принято говорить, институционализированы, то есть сведены в какое-то учреждение, социальный институт.

Деловая культура в строгом виде при всем обилии организаций делится по формам движения капитала - это производство, торговля и финансы. И люди, которые работают в этих сферах, различаются своими системами ценностей, норм и правил.

Деловая культура китайских партнеров имеет следующие характеристики:

Китайское деловое искусство построено на фундаменте из древних традиций, убеждений и ценностей. Чтобы успешно и выгодно сотрудничать с китайскими бизнесменами, необходимо чтить их убеждения, знать культурные особенности их страны.

Китайский бизнес основан на сети из личностных, профессиональных и административных добрых отношений, с помощью которых каждый может получить необходимую ему помощь и поддержку.

В переговорах китайские партнеры первыми излагают свою четкую позицию, но могут пойти на уступки, если услышат грамотные доводы в речи другой стороны. В таком случае безупречный внешний вид, национальная чуткость, терпение и профессионализм – залог успеха и доверия с китайской стороны.

Юридическое закрепление договоренностей для китайцев – чистая формальность, выполнение даже устно закрепленных обязательств китайской стороной непреложно.

Статус, достигнутый в обществе и на профессиональном поприще, в любом случае уважаем. Деловые вопросы решаются людьми, занимающими приблизительно равные позиции в организационной иерархии.

Темп роста китайской экономики длительное время не опускается ниже 10% в год, чему не в последнюю очередь способствует сформированная столетиями деловая культура Китая.

Китайский менеджмент основывается на принципе: «Дела зависят от человеческого отношения». К примеру, китайцы вместе занимаются делами без трудового распределения, рабочего места, работают и показывают свои особенности и способности, устраивают дела в зависимости от человеческого отношения, создают первоначальную структуру организации.

Создатель китайского менеджмента Чэн Цзюньи считает, что менеджмент зависит от культуры. Культура человечества условно разделяется на два вида: «рыболовецкая культура» и «садовая культура». «Рыболовецкая культура» характеризуется жадностью и страстью к владению, славится захватами, войнами и стратегиями. А «садовая культура», напротив, гордится пониманием и любовью в жизни. Чэн Цзюньи считает, что рыболовецкая культура заставляет современный менеджмент гнаться только за прибылью, что характерно для слоя управляющих. Садовая культура основывается на принципе: «Разум уважает ценность человека» на идеях Конфуция. Она показывает людям ценность образованности, семьи, страны, мира. Такая идея применяется в менеджменте предприятий и она позволяет положительно влиять на рыболовецкую культуру. «Китайский менеджмент» развивается на основе садовой культуры — «Разум уважает ценность человека».

Персонал китайских предприятий — люди, со своей культурой, отличной от чужестранцев, и если бы полностью управляли китайскими предприятиями по западному менеджменту, то такой способ обязательно оказался бы неудачным.

Ценность китайского менеджмента:

а) Изменчивость и гибкость. Ценность «китайского менеджмента» заключается в ее изменчивости и гибкости. Это соответствует национальным традициям и зависит от неопределенности, внутренних и внешних изменений. Жесткий режим менеджмента, или казарменный менеджмент, не применим к быстрому изменению обстановки. Через многие неудачи западные предприятия обобщали и создали гибкий менеджмент, совпадающий с китайским подходом к менеджменту: учитывать обстановку, изменения законодательных актов для принятия решения с учетом условий задачи.

б) Человек — основа. Высокая оценка человека. Менеджмент понимается как управление людьми и делами, при этом человек находится на первом месте. Китайский менеджмент выступает за долгосрочное развитие предприятия, а создание прибыли контролирует человек, поскольку именно он занимается делами, то есть результат зависит от человека. Все направлено на развитие потенциала человека, с этим связано взаимодействие работников в группе, рациональный подход к решению вопросов.

Культуру китайского менеджмента — это «Семейная идея». Она сильно влияет на мировоззрение китайцев потому, что люди подсознательно питают чувство доверия к членам семьи. Культура семейного предприятия похожа на единое здание, китайская национальная традиция является его крепким культурным фундаментом; она развивалась на основе традиционной древней культуры и особенностей ее различных направлений. На протяжении всей своей истории китайская культура накапливала знания и опыт, в результате она превратилась в реальную силу и надeжно укоренилась в душе каждого китайца. Культура традиционного менеджмента в настоящее время успешно применяется на практике и играет важную роль, что представлено на рисунке 3.

Рис. 1. - Культура китайского семейного предприятия

1. Идея человека — основа. Человек играет важную роль в конкуренции, со стороны современного менеджмента, скопировать железо предприятиям легко, а скопировать ресурсы кадров и культуру трудно.

2. Гуманность. Гуманность — руководящий принцип для нормального налаживания отношений между людьми. При установлении нормальных отношений человеческое общество может быть гармоничным. Предприятие предлагает качественную продукцию и услуги, которые зависят от работы персонала. Предприятие, распространяющее понятие «гуманность», процветает.

3. Честность. В Китае традиционно высоко ценят честность, её ценят выше прибыли. В Китае есть поговорки: «Одно слово тяжелее целого воза», «Одно слово дороже тонны золота» и так далее. Для развития рыночной экономики необходима честность, потому что она основывается на договоре и надежности; честность значительно снижает себестоимость сделки, приносит людям пользу.

4. Гармоничная идея. Стремление к гармонии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: