Процесс познания. Чувственное и логическое познание, интуиция

Гносеология (от древнегр. gnosis - гносис, познание), или теория познания - это раздел философии, в котором изучаются закономерности развития познания и его формы, возможность и границы познания, условия его достоверности и истинности.
Познание представляет собой процесс приобретения и развития знания, его углубления и расширения. Гносеология исследует самые различные виды знания, сравнивает их познавательные возможности, степень их адекватности объективной действительности.
В многообразном мире человеческих знаний выделяют такие основные его виды, как перцептивное знание, обыденно-практическое знание и научное знание. Перцептивное знание человек получает непосредственно, через чувственное восприятие внешних предметов, в процессе которого различные данные органов чувств объединяются в целостный образ этих предметов. Перцептивные знания выражают исходный контакт человека с реальностью.
Обыденно-практическое знание человек черпает из опыта повседневной жизни, из практики. Это элементарные сведения о природе, о самих людях, об условиях их жизни, социальных связях. Данный вид знания характеризуется здравым
их жизни, социальных связях. Данный вид знания характеризуется здравым смыслом, обыденным языком, наивными представлениями. Научное знание - это знание о сущности вещей, о всеобщих и необходимых связях между ними. Научное знание начинается только тогда, когда используются логический понятийный аппарат, процедура доказательства, методы проверки и когда полученные данные объясняются с помощью теорий. В начале XX века для обозначения философского анализа научного знания появился термин "эпистемология" (от древнегр. episteme - знание). Правда, в последние десятилетия этот термин стали использовать в качестве синонима гносеологии. В гносеологии по-разному понимается сущность знания, смысл процесса познания. В связи с этим в истории философской мысли сложились следующие модели познавательного процесса.
Материалистическая модель познания основывается на принципе отражения мира в сознании человека. Она сводит смысл познавательной деятельности к раскрытию подлинной сущности мира вещей и признает, что в знаниях воспроизводятся познаваемые предметы, а истина или ложь подтверждают или опровергают соответствие отображаемого реальному существованию.
Объективно - идеалистическая модель познания утверждает, что познание не имеет дела с реальным миром, а есть результат деятельности некоего трансцендентного духовного начала, которое и составляет истинную реальность. Поэтому истиной является то, что совпадает с этим началом.
Субъективно-идеалистическая модель познания смысл познавательной деятельности усматривает в конструировании познающим субъектом отвечающего его требованиям объекта. В данном случае знание отражает не сущность объективного мира, а представляет собой образы мира, являющегося субъекту, и, следовательно, сам субъект становится гарантом истины.
Символическая модель познания в своих истоках связана с особенностями западноевропейской средневековой культуры и много общего имеет с современной философией языка. Суть познавательной деятельности усматривается ни в воспроизведении познаваемых предметов, ни в раскрытии мира познающего субъекта, а в обнаружении скрытых, надындивидуальных смыслов жизненного мира, кодов той культуры, которая является средой человеческого обитания. Знание несет в себе образность языковых представлений, а истина сопрягается с ценностями культуры.

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Две степени познавательной деятельности
Чувственное познание
Ч еловек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Роль чувственного познания представляется в следующем:
1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его;
4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Рациональное познание
Опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение.

Интуиция
Во многих случаях для решения проблем чувственного и рационального познания недостаточно. В таком случае важную роль приобретает интуиция - способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Черты интуитивной способности человека
1) неожиданностью решения поставленной задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным характером постижения истины.

Чувственное познание рациональное познание и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: