Если стратифицировать российское общество по трем стратам, то основным критерием деления будет уровень дохода

Высший класс — уровень дохода очень высокий — правящая элита, крупные бизнесмены и цвет творческой интеллигенции.

Условно средний класс — уровень дохода от зажиточного до удовлетворительного — средние и мелкие бизнесмены и люди с постоянной занятостью и стабильным доходом. В российском обществе, считающимся переходным, а потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и составляет по разным оценкам от 12 до 25%. По мере развития промышленности и подъема экономики нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать.

Низший класс — низкий и очень низкий уровень доходов — люди, живущие около и за чертой бедности.

9) Теория Э. Дюркгейма.

Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

1) объективное существование^ е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «… социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования;

2) способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительная сила, а значит, детерминировать его действия. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные.

К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп).

Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества. Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения.

Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется тем, что выполнение норм становится желательным для самого индивида.

10) Культура как социальный феномен.

Культура (от лат. – возделывание земли, воспитание) – способ мышления и поведения, система материальных, научных, духовных, общественных компонентов. До XVII в. термин «культура» означал противоположность естественному состоянию, т. е. природе. Культура подразделяется на: материальную (жилище, одежда, оружие, пища, предметы быта орудия труда); духовную (миф, религия, литература, фольклор и т. д.). С течением времени культура изменяется. Так, культура представителей одного поколения отличается от культуры представителей другого поколения. Возникает множество культур.

Культура изучается особой отраслью социологии – социологией культуры, которая зародилась в Европе в 1870-х гг. Предмет социологии культуры необы чайно сложен и разнообразен. Она изучает: воздействие идей на социальную структуру общества и функционирование этих идей (их рождение, развитие и постепенное отмирание); общие тенденции культурного развития общества (влияние СМИ, НТП, последствия войн, революций, реформ, урбанизации) в национальной, духовной, семейной, бытовой и других сферах; происходящие в культурной жизни процессы (обновление, отмирание тех или иных элементов культуры). В целом социология культуры изучает культуру как социальную систему.

Культурная парадигма – это культурный образец или модель, используемая для обозначения преобладающих в науке проблем, блоков проблем и их решений. Термин «культурная парадигма» был введен в употребление американским философом и историком Т. Куном. Парадигма предполагает наличие основного русла теорий, а также дополнений, уточнений, углублений уже сформулированных принципов Переход от одной парадигмы к другой может тянуться сотни лет. Т. Кун называл этот период научной революцией – временем крушения существующих авторитетов, методологий и теорий. Смена парадигмы – не просто смена теорий и концепций, но и методов исследования и целей, а иногда и самого предмета исследования.

Каждой культуре присущи культурные универсалии (термин Дж. Мердока) – общие черты, свойственные для всех цивилизаций: совместный труд, спорт, образование, системы родства, правила взаимоотношений полов и др.

Факторами, значительно влияющими на культу ру, являются:

· литература, прочитанная в детстве и юности;

· биологические факторы (уровень физического и психического здоровья);

· менталитет родителей;

· школа

· иные формы искусства

11) Теория Г. Тарда.

Истоки теории социализации намечены в работах Тарда, описавшего процесс интернализации (освоения личностью) ценностей и норм через социальное взаимодействие. Подражание, по Тарду, является принципом, составляющим основу процесса социализации, причем оно опирается как на физиологические потребности и вытекающие из них желания людей, так и на социальные факторы (престиж, повиновение и практическая выгода).

Типовым социальным отношением Тард признавал отношение «учитель – ученик». В современных взглядах на социализацию такой узкий подход уже преодолен. Социализация признана частью процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Обучение социальным ролям протекает в форме имитации. Общие ценности и нормы осваиваются индивидом в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего нормативные стандарты входят в структуру потребностей личности. Так происходит проникновение культуры в мотивационную структуру индивида в рамках социальной системы. Социализатору надо знать, что механизмом познавания и усвоения ценностей и норм является сформулированный З. Фрейдом принцип удовольствия-страдания, приводимый в действие с помощью вознаграждения и наказания; механизм включает в себя также процессы торможения (вытеснения) и переноса. Имитация и идентификация обучаемого опираются на чувства любви и уважения (к учителю, отцу, матери, семье в целом и т. д.).

Социализация сопровождается воспитанием, т. е. целенаправленным воздействием воспитателя на воспитуемого, ориентированным на формирование у него желаемых черт.

12) Понятие личности в социологии.

Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

Личность занимает определенное положение в системе общественных отношений, принадлежит к определенному классу, социальному слою, группе. В соответствии со своим социальным статусом личность играет определенные социальные роли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: