Этноцентризм делает одну культурную форму эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и в негативных – «отсталые народы», «примитивная культура», «грубое искусство».
Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие.
Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры.
Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность образцам этой культуры, способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.
|
|
19) Русская социология 19 века
Во второй половине XIX века стала развиваться социология и в России. Русская социологическая мысль была тесно связана с политикой и публицистикой. Так, субъективистское направление, возникшее в конце 60-х годов (основные представители П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский) получило свое название потому, что защищало мысль о том, что ход исторического развития полностью определяется субъективной деятельностью человека. Ранее, Конт считал, что общество – организм. Но, Михайловский (1842-1904) считал, что между обществом и организмом есть только внешнее сходство, на самом же деле их суть различна именно потому, что в природе действуют объективные законы, а в обществе определяющей является роль личности.
Большое место в развитии социологии в те года, занимала кооперация. Михайловский считал, что именно через кооперацию можно влиять на личность. Т.к. кооперация связана с разными видами разделения труда. Он делил кооперацию на простую и сложную и считал, что простая соответствует естественному разделению труда, существующему в крестьянской общине, а сложная – капиталистическому, которая превращает человека в функцию, вызывает обособленность людей друг от друга и приводит к конфликтам. Таким образом, Михайловский считал капитализм шагом назад в общественном развитии.
Представителем русской академической социологии был М. М. Ковалевский (1851-1916). Он был серьезным ученым, преподавал в вузах, написал ряд трудов по социологии, в частности, «Современная социология», «Очерк развития социологических учений». По образованию юрист, Ковалевский интересовался проблемой развития доктрины народного суверенитета и равенства перед законом, рассматривал связь между сменой общественного порядка и формами политического устройства.
|
|
Свой метод Ковалевский называл генетической социологией. Своим учителем считал Э.Дюркгейма и во многом следовал его теории.
Профессор А. О. Бороноев пишет: «Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила этнография, была направлена на изучение эволюции социальных институтов в этническом «облике», в частности в России.
В концепции генетической социологии Ковалевского мы находим соединение в рассмотрении общественного развития земных (объективных) факторов с духовными, символическими. Он уверен, что общность, коллектив, человек существуют как в мире, созданном им, в определенной природной среде, так и в мире духовном, культурном, символическом».
Ковалевский был также тем человеком, благодаря которому социология стала предметом преподавания в российских вузах, хотя власти этому всячески препятствовали. Он всеми силами способствовал распространению социологических знаний в России и воспитал учеников, среди которых был выдающийся социолог ХХ века П. А. Сорокин.
20) Ролевые теории личности
Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе.