От 1-го до 2-х лет

Согласно теории Пиаже, возраст от 1 до 1,5 лет представляет собой активное исследование методом проб и ошибок; к 1,5 годам появляется понимание того факта, что окружающие предметы продолжают существовать даже тогда, когда он не может их увидеть или потрогать; в возрасте же от 1,5–2-х и до 4-х лет у ребенка появляется способность мысленно представлять какие-то действия перед их совершением. Так, Пиаже полагал, что на этой стадии ребенок как «маленький ученый» может изобретать новые способы достижения цели путем предварительных умственных комбинаций[dcccxcvi].

Так как с появлением языка возникает и символическая функция, то, согласно Пиаже, становится возможным и усвоение первых обобщений на допонятийном уровне. Так, период взросления до 1,5 лет характеризуется обобщением по цвету, но не по форме предмета, что позволяет предположить формирование подсознания. Почти все дети к этому времени уже могут ходить самостоятельно. По свидетельству ученых, начавшие ходить мальчики более агрессивны, а девочки имеют преимущество в темпах освоения речи.

От 1,5 до 2-х лет словарный запас малыша увеличивается до 50 и более слов. Если в руки двухлетнему ребенку попадает мелок или фломастер, он может нарисовать какие-нибудь каракули и какое-то время зачарованно рассматривать эти магические знаки. Легкость, с которой малыши возводят свои постройки из кубиков, говорит о способностях подбирать подходящие по форме элементы и ориентироваться в своих конструкциях принципами симметрии. [dcccxcvii] Иначе говоря, здесь можно проследить определенные предпосылки для формирования эстетики творчества и восприятия, то есть творческого подсознания.

Об этом говорит и коллизия, возникающая у 1,5–2-х летнего ребенка, между тем, чтобы находиться рядом с матерью, и тем, чтобы самостоятельно предвигаться в пространстве. То есть вслед за исследователями[dcccxcviii] можно отметить острый эмоциональный кофликт между все возрастающей потребностью подсознания в автономии и одновременной бессознательной привязанностью к матери. Это подтверждается и все более разнообразным проявлением эмоций. По данным Раку И.И., около 70 % детей 1,5–2 лет демонстрируют чувство эмпатии[dcccxcix].

Появляющееся же умение сдерживать некоторые из этих эмоций, по-видимому, свидетельствует о задатках растущего сознания. Об этом же говорит и тот факт, что при определенном содействии со стороны взрослых, почти все 2-х летние дети были способны сотрудничать друг с другом.

Девочки начинают не только раньше говорить, но и в осмысливании слов значительно опережают мальчиков. Так, в одном из исследований подсчитывался процент осмысленных реакций детей на определенный запас слов. В возрасте 18 месяцев у мальчиков таких реакций было 14%, у девочек — 38%. В возрасте 24 месяцев соответствующие результаты были равны 48% для мальчиков и 78% для девочек[cm]. По данным А. В. Суховой, у мальчиков ясельного возраста цветоощущение и адекватное восприятие синего цвета появляется позже, чем у девочек[cmi].

Многие действия детей этого возраста носят подражательный характер: они «читают» журнал, «подметают» пол или болтают по игрушечному телефону, как это делают взрослые. В то же время они узнают себя на фотографиях и в зеркале. В исследованиях проявления сотрудничества при выполнении простых задач среди 1,5 годовалых детей случаи сотрудничества были редки и, по большей части, случайны.

Примерно к 1,5–2-х летнему возрасту у детей начинает развиваться понимание половых ролей[cmii], (примерно до 4–5-ти лет это понимание весьма относительное: «Папа, а ты и в детстве был мальчиком?») определенное осознание собственной персоны, а также откровенные проявления собственничества и элементов независимости. Последняя, как уже сказано, выявляет доминанту подсознания.

Года

Высвобождение мальчиков из-под опеки матерей происходит довольно резко, тогда как девочки нуждаются в большей близости с ними и испытывают более амбивалентные чувства в отношении своего обособления. При этом мальчики склонны подражать поведению других мальчиков, нежели поведению девочек[cmiii], что может свидетельствовать о более раннем формировании у них маскулинного подсознания — по сравнению с девочками, по-видимому, все еще остающимися под доминантой бессознания. Об этом говорит и рис.1, согласно которому у мальчиков 2–4 лет прирост мозжечка происходит несколько интенсивнее, чем у девочек, что позволяет предполагать относительно больший рост подсознания у мальчиков по сравнению с девочками этого возраста.

Как уже говорилось, в возрасте 2–3 лет у ребенка появляется полное поле зрения. С 2 до 3 лет жизни в силу познавательной деятельности и социализации ребенка формируется основа Ид- и М-планов. Так, если к 2-м годам игра малышей пытается воспроизвести реальность, то к 3-м появляется воображаемый мир фантазии. Ученые связывают это с понятием символической репрезентации, которое обозначает использование действий, образов или слов для представления событий или собственных переживаний. Однако, если дети 2,5 лет еще не способны символически замещать одни предметы другими в процессе игры и к примеру, не улавливают связи между масштабной моделью комнаты и самой комнатой, то в 3–3,5 года они без труда устанавливают связь между ними[cmiv].

Двухлетние дети — исследователи. Они пытаются брать в руки и разбирать все, что разбирается, вставлять что-то во что-то — лишь бы вставлялось, растягивать и гнуть все, что тянется и гнется, и т. д. и т. п. В общем, исследуют, проверяют и пробуют. Особенно это касается мальчиков 2-х лет, о доминанте Ид-плана которых говорит статистика происшествий и несчастных случаев[cmv]. У девочек эта доминанта практически не заметна, что, в принципе может быть связано с доминирующей у них потребностью в принадлежности, по Маслоу.

Однако, здесь сказываются и физиологические различия пропорций тела. У детей вообще центр тяжести расположен выше, чем у взрослых, а у мальчиков выше, чем у девочек того же возраста. Поэтому мальчики подвергаются большей опасности падений при беге или играх, чем девочки. Согласно данным Г. Крайг, некоторые модели поведения — специфические для своего пола — дети усваивают уже к 3-м годам, когда их словарный запас достигает примерно 1000 слов[cmvi].

К 2,5–3-м годам начинается процесс усвоения общественных норм и переход к ориентации на них в личном поведении, независимо от того, находятся ли рядом взрослые или нет. Именно в этот период активизируется правильная речь ребенка и соответственно возрастает роль левого полушария[cmvii].

Последующий кризис 2,5–3-х лет по этой схеме объясняется тем, что у ребенка «возникают» элементы самосознания, предпочтительным выбором которого является контрастный к красному цвету зеленый цвет Я-концепции[cmviii] в миниатюре. С позиций Маслоу на этом этапе может впервые проявляться потребность в уважении.

Сущность теории Я-концепции заключается в стремлении людей выбрать такой образ поведения и / или стиль жизни, который отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Утверждение себя в этом образе позволяет индивиду оптимально добиваться самоактуализации (Super, 1963). Как подчеркивает Грэйс Крэйг, самой важной частью Я-концепции является полоролевая идентичность, которая может постоянно видоизменяться в прцессе взросления.

Согласно периодизации психосексуального развития Фрейда дитя 1,5–3-х лет проходит «анальную» стадию, тогда как по схеме психосоциального развития Эриксона ребенок от 2-х до 3-х лет находится в «мышечно-анальной» стадии. По Эриксону, при разумной дозволенности и поддержке родителей у ребенка возникает возрастающее чувство автономии как психосоциальный результат этой стадии взросления.

Согласно Ловингер, в раннем детстве наблюдается импульсивное поведение, сохраняется эгоцентризм; собственные действия оцениваются как хорошие или плохие в зависимости от поощрения или наказания. Кеган эту «импульсивную» стадию взросления соотносит с периодом от 2 до 7 лет.

Предпочтение красного и зеленого цветов и обобщение по форме, но не по цвету, в этот период подтверждается многочисленными экспериментами и достаточно подробно представлено в литературе[cmix]. В этом же возрасте проявляется агрессивное поведение как в вербальной, так и в физической форме[cmx]. Нередко отмечается, что мальчики более агрессивны, чем девочки. На мой взгляд, все это свидетельствует о растущей роли самосознания при общем доминировании бессознания у мальчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: