Памяти Д.А. Дриля

Следующая личность, на которой останавливается Люблинский в своей книге - это Дмитрий Андреевич Дриль, который представлял собою беззаветного труженика, в течение четверти века, отдававшего свои силы и талант на борьбу с социальными недугами. Он со вниманием и сочувствием изучал различные меры для излечения тех, кто стал жертвой порока и престу­пления, и пытался резко подчеркнуть в общественном внимании важность этой деятельности. Д. А. Дриль относился к такому типу учёных, которые тревожно ищут новых объяснений и новых путей удовлетворения запросов текущей жизни, его работа лежит не столько в области обобщений, сколько в сфере практической борьбы.

На первом этапе знакомства с психиатрической литературой учёный был поражён крайней трудностью и невозможностью установления твёрдой и ясной границы между явлениями так называемой человеческой порочности и развращённости и явлениями тех тонких душевных расстройств, которые стоят на границе душевного здоровья и болезни и более относятся к этой последней.

Особенно сильные сомнения возбуждали в нём разнообразные явления тон­ких душевных аномалий, развивающихся на почве органического вырождения и неуравновешенности, а также явления дурного унаследования в вырождающихся невропатических семьях “. Эти сомнения и толкнули Д. А. Дриля к изучению естественно-медицинских наук.

Он примыкает к молодой уголовно - антропологической школе и становится одним из наиболее ревностных её адептов. В нем всегда врач преобладал над криминалистом, антрополог над юристом. Взглядам, выработанным в молодости, он остается верным в течение всейсвоей жизни, лишь дополняя и углубляя их. Положение, что наше научное творчество есть лишь развитие идей, глубоко запавших нам в юности, ярче всего оправдывает Д. А. Дриль. Это заметно с первых шагов его литературной деятельности и до последней строки, написанной им.

Между психической болезнью и душевным здоровьем, по его мнению, нет существенного различия. Каждый органический процесс оставляет свой след на психической жизни, а через них и на деятельности. Суд должен решить вовсе не то, какое название носит болезненное расстройство, а лишь то, что в действии человека должно от­нести на долю болезни—какое бы название она не носила, —что на долю привычного образа мыслей и привычного способа действий, что на долю недостатков воспитания и т. д., словом, он должен выяснить механизм душевной деятель­ности индивида.

Другим вопросом, привлекавшим внимание Д. А. Дриля, была борьба с алкоголизмом. В октябре 1898 г. он выступает в обществе охранения народного здравия в комиссии об алкоголизме с докладом „Некоторые из причин массового алкоголизма и вопрос о средствах борьбы с ним “.Помимо этого, следует упомянуть также о близком участии Д. А. Дриля в съездах общества защиты женщин по борьбе с проституцией и всероссийском съезде деятелей благотворительных учреждений в 1910 г.

Также необходимо охарактеризовать деятель­ность Д. А. на поприще народного просвещения и воспитания. Доминирующим интересом в его жизни постоянно было дело воспитания заброшенных и преступных детей. В течение многих лет он имел в своем ведениинаблюдение за исправи­тельно-воспитательными заведениями в России, совершал беспрерывные посещения их и способствовал на местах возникновению новых обществ или развитию старых. Он принимал близ­кое участие в организационном бюро съездов представителей этих заведений, и каждый раз выступал докладчиком по различным вопросам, связанным с защитой детей.

Наряду с громадным напряжением в об­ласти общественной деятельности, Д. А. Дрильначинает в 1907 г. и свою профессорскую дея­тельность сначала на высших коммерческих курсах Побединского, затем в СПб. политех­никуме и, наконец, в психоневрологическом институте, где он был избран деканом юридического факультета. Повсюду он выступает в защиту тех идей, служение которым было целью его жизни—идей общественного оздоровления и морального совершенствования на почве улучшения культурных условий жизни. И слава его, как высокого гуманиста, перелетает границы России.

Заслуга Д. А. Дриля в том, что он проложил глубокие борозды и с помощью своего антропологического учения показал всю грозность преступности, разврата, пьянства, заброшенности для будущего народа. Он болел об этом сердцем и не раз обращался с горячим призывом к обществу.

Д. А. Дриль был одним из самых ярких представителей уголовно-антропологического направления в России. Он воспринял это направление не рабски, а путем сознательно продуманного критического пересмотра причин и форм преступности. Вместе с тем он не следовал послушно за каждым положением этой школы и энергично протестовал против многих её выводов, несостоятельность которых позднее была доказана весьма обстоятельно. Пожалуй, можно сказать, что от антропологической школы он заимствовал основной её взгляд на преступ­ность, как на порождение органических свойств человека, да её экспериментально-описательный метод.По вопросу о целесообразности ссылки Д. А. Дриль принимает эволюционную точку зрения. Не отрицая заслуг этого наказания в прошлом, он считает его непригодным для настоящего вре­мени. Направляемые в ссылку, истощенные жизнью в больших городах, порочные и оскудевшие организмы представляют плохой материал для колонизации. Ссылка с величайшим успехом может содействовать лишь разъяснению того физического и нравственного зла, которое носит название психофизического вырождения с его зло­качественными проявлениями. Она может способ­ствовать заражению этим злом новых местностей.Современная тюрьма должна быть заменена учреждениями для принудительного воспитания. История исправительно-воспитательных заведений для детей, история систем воздействия на душевно - больных показывает, что система жестокого сте­сненияи связанного с ней физического и нравственного страдания должна смениться системой воспитания.В связи с этим он является сторонником системы неопределенных приговоров и условного осуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: