Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета Экология составлена на основе:

-Программы дляобщеобразо­вательных учреждений. Экология 10-11 классы. Авторы:_ Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константнов, М, «Дрофа», 2011 г.

-Учебного плана МОУ «СОШ» с. Мордино;

- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса.

Учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (36 ч), изучение взаимосвязей природных и социальных явлений (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч).

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнооб­разие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечи­вающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей ле­жит в основе рационального при­родопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся кон­центрируется на современных проблемах во взаимо­отношениях человеческого общества и природы, пу­тях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружаю­щей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономиче­ских систем на популя­ционном и биоценотическом уровнях.

Цель раздела «Общая экология»: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.

Задачи:

- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;

- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;

- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представ­ления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как соци­альным, так и фундаментальным законам экологии. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Цель курса «Социальная экология»: сформировать знания о взаимоотношении людей с

окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы; раскрыть причины

экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем;

определить значение устойчивого развития природы и человечества.

Задачи:

- формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

- формирование знаний о происхождении и эволюции Земли, об основных законах,

определяющих глобальные экологические процессы;

- получение чёткого представления о масштабах и возможных последствиях экологического

кризиса и его проявления;

- формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и

восстановление природного богатства планеты;

- создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной

компетентностей.

- развитие волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем,

стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) при наличии 70 учебных часов: в 10 классе – 36 и в 11 классе – 34 часов. Рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

1. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. Основы экологии 10(11)., М., «Дрофа», 2010г.

2. О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии». М., «Дрофа», 2007г.

3. О. П. Дудкина. Основы экологии: 10 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова. М., «Учитель», 2007г.

4. И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс. Сборник заданий, упражнений и практических работ. М., «Дрофа», 2007г.

Формы контроля: тесты, устные и письменные опросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: