Организация занятий по методике «ФДО»

Первые 2-3 занятия целесообразно проводить каждые две недели для приобретения личностной уверенности и корректировки действий педагогов

Последующие занятия следует проводить 1 раз в месяц, отводя им половину времени, рассчитанного на полноценную работу методического объединения.

5. Примерный тематический план занятий по формированию доброжелательного отношения педагога к «трудному» ребенку

№ п/п Тема занятий Дата, время, место проведения Ведущие
1. А)Изменение стереотипа восприятия «трудного» школьника Б)3аключение коллективного договора о проведении эксперимента в рамках отрабатываемой методики «ФДО»   Социальный педагог, психолог
2. А)Анализ первых шагов «ФДО» Б) Как встретить хамство и контролировать свои эмоции   Социальный педагог, психолог Социальный педагог, психолог
3. А)Анализ шагов «ФДО», корректировка отношения и методов педагогического воздействия Б)Причины неуспеваемости и способы их нейтрализации  
4. А)Анализ шагов «ФДО», корректировка Б)Анализ поступков и действий учеников   Социальный педагог, психолог
5. А)Анализ шагов «ФДО», корректировка Б)Возрастные особенности и потребности школьников   Социальный педагог, психолог
6. А)Анализ шагов «ФДО», корректировка Б)Самоуправление в классе (группе) как средство воспитания школьников   Социальный педагог, психолог, руководитель МО
7. А)Анализ шагов «ФДО», корректировка Б)Методика проведения бесед и диспутов с учащимися разного возраста   Социальный педагог, психолог, завуч
8. А)Анализ шагов «ФДО» Б)Способы конструктивного взаимодействия классных руководителей (воспитателей) с разными категориями родителей.   Социальный педагог, зам.по НМР
9. А)Анализ по фактам и признакам выпрямления личности «трудных» школьников Б)Изучение степени удовлетворенности педагогов методикой «ФДО»   Социальный педагог, психолог

Примечание: Каждое занятие состоит из 2-х частей. Первая - непосредственная работа по методике. Вторая - опосредованная, помогает углубить и расширить информационное поле педагогов, чтобы увереннее продвигаться по пути формирования доброжелательного отношения к «трудным» и обычным школьникам.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ №1

Оборудование: доска, мел, ручки, бумага, текст договора - 1 экземпляр каждому, памятка - 1 экземпляр каждому.

Порядок действий ведущего Время
1. Классным руководителям (воспитателям) предлагается составить список «трудных» детей вверенного им класса (группы) 1 минута
  Из составленного списка предлагается выбрать 1 человека, с которым классный руководитель, воспитатель или другой член коллектива будет работать по методике «ФДО» 1 минута
3. Участники по порядку (или по кругу) вслух обосновывают свой выбор. Остальные слушают. Ведущий выписывает на доску фамилию, имя ребенка, класс (группу) Примечание: часто выбор, падает на тех ребят, которых взрослому по каким-либо причинам жалко. Это - хорошо, значит, учителю этот ребенок чем-то симпатичен, он к нему не равнодушен и будет склонен проявлять доброжелательность. 1 минута на каждого
4. Выслушав всех, ведущий дает следующее задание: «Подумайте и напишите на бумаге, что хорошего Вы можете сказать об этом ребенке? Чем он Вам симпатичен? (Качества характера, особенности внешности, проявления, склонности, увлечения и т.д.) Наберите не менее 10-15 пунктов. Работайте индивидуально, не советуясь и не мешая друг другу. Примечание: некоторые педагоги не могут написать даже 2-3 пунктов, что свидетельствует о полном незнании, т.е. равнодушии к ребенку, что само по себе есть признак недоброжелательности. Ведущий про себя фиксирует это, но не озвучивает. Вслух он может сказать: «Ничего, не расстраивайтесь, позже коллеги Вам помогут набрать недостающие пункты». 3-5 минут
5. С помощью ведущего, задающего наводящие вопросы участники рассказывают вслух по очереди о своих воспитанниках следующее: -что хорошего есть в ребенке (при этом не просто перечисляют, а обосновывают свои слова, доказывают присутствующим их справедливость) -в каких условиях он живет (на основе социально-педагогического паспорта) -какие у него есть в школе проблемы, с чем это связано (субъективное мнение) Остальные слушают и фиксируют в своих записях. Примечание: тем педагогам, кто не смог выделить хорошее в ребенке, должны помочь остальные участники, поскольку как учителя-предметники, они взаимодействуют с ребенком на своих уроках. Если не набирают 10 качеств, то можно сделать вывод о том, что учителя своим негативным отношением не дали возможности ребенку проявить свои хорошие качества. Это большое упущение взрослых, которое нужно исправить. Тот же вывод можно сделать, если вместо положительных качеств, взрослые фиксируют только отрицательные. 2-3 минуты на каждого 1-3 минуты
  Ведущий, указывая на доску, где записаны Ф.И., класс.трудных воспитанников, выбранных классными руководителями, говорит, что эти ребята для всех (без исключения) собравшихся должны стать объектами особого внимания и заботы, поскольку все они не плохие (как выясняется) дети, а нуждающиеся в понимании, человеческой поддержке и помощи. Они не могут измениться к лучшему сразу, но мы вполне можем уже завтра быть доброжелательными к ним, не давать им повода бояться нас, конфликтовать. Попробуем изменить в лучшую сторону отношение к ним и собственную форму поведения и понаблюдаем за тем, что будет происходить. В этом и есть суть методики «ФДО». А чтобы действовать согласованно, поскольку от усилий каждого из нас будет зависеть общий результат заключим следующий договор. ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ДОГОВОРА: Мы, классные руководители школы... (воспитатели) берем под свою особую заботу и защиту следующих трудных воспитанников: Ф.И., класс, перечислить (договор можно заключать индивидуально с каждым работником) В отношении этих ребят мы обязуемся делать следующее: 1.Независимо от их отношения и реакций будем искать возможность проявлять абсолютнуюдоброжелательность к ним на уроке, перемене и за пределами школы; замечать, отыскивать взглядом среди других. улыбаться, называть только по имени, интересоваться самочувствие, настроением, делами, стараться делать искренние комплименты на основании того, что мы знаем о нем хорошего, показывать ему, что мы видим это хорошее. 2. Стараться на них не раздражаться, не обижаться и не гневаться. На грубость и хамство подопечных не отвечать тем же, оставив это на их же совести. Не скрывать, что такое поведение Вас расстроило и огорчило (лучше без слов). З.На уроках этим учащимся не ставить плохих оценок» Всегда давать шанс и возможность переделать, исправить, сделать, выучить (прямо на уроке или после урока с помощью и под контролем. Такую работу обязательно проверить, поставить положительную оценку или помочь понять, исправить. Обязательно добиться выполнения до конечного результата, чтобы получить хорошую оценку. 4. Радоваться положительным результатам вместе с учеником и даже больше его самого. 5.Убеждать трудного воспитанника в том, что он способен освоить, сделать и сделает, если проявит усилие, перестанет бояться, комплексовать. 6.Обдумывать, организовывать возможные виды помощи самим учителем, товарищами, старшеклассниками, родителями и, тактично ее предлагая, осуществлять до тех пор, пока ни будет устойчивых положительных результатов. 7.Если Ваши подопечные на уроке мешают, нарушают дисциплину, тони при каких обстоятельствах не унижать, не оскорблять, не кричать (см. пункт 2) 1 минута 3 минуты
  Постараться успокоить словом, взглядом, прикосновением, шуткой, улыбкой, просьбой и т.д. Занять индивидуальным посильным заданием, выполнив которое он сможет получить положительную оценку. 8. Делать пометки положительного характера в тетрадях, дневниках «трудных» воспитанников. Например: «На уроке математики замечаний нет», «На уроке географии слушал внимательно, с интересом» и т.п. 9.Общаясь с «трудным» воспитанником, внимательно слушать, что он говорит и прежде, чем делать выводы, пытаться понять, почему он так говорит.    
  10.Помнить, что ребенок имеет право совершать ошибки (в работе, поведении и т.д.), поскольку он только учится вести себя, работать, думать, учиться и т.д. А взрослый, особенно педагог, должен ему помочь эти ошибки исправлять, а не закреплять. Мы, классные руководители, обязуемся следовать условиям договора, поскольку от усилий каждого из нас будет зависеть общий результат. Договор считать вступившим в силу со следующего дня до конца учебного года. Подписи.    
8. Обсуждение, уточнение, разъяснение. 5 — 10 минут  
9. Оглашение даты следующего занятия и расписания индивидуальных консультаций зам. по НМР, соц. педагога, психолога, руководителя МО 1-2 минуты  
         

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ № 2

Оборудование: доска, мел, ручки, бумага, текст договора в руках каждого участника.

Порядок действий ведущего Время
1. До начала занятий ведущий воспроизводит список «трудных» школьников, выбранных классными руководителями (воспитателями) на занятии 1.  
2. Собравшихся на занятие педагогов ведущий просит обратить внимание на доску и задает вопрос: «Вспомните, в отношении кого из этих ребят Вы пытались применить отдельные пункты нашего договора?» 1 минута
3. По очереди участники только называют фамилии, а ведущий ставит галочку рядом с ними. Таким образом, становится ясно, кто из школьников получил максимальное количество «знаков внимания», а кто оказался пока обделенным. 3-5 минут
4. Ведущий предлагает выбрать одного из воспитанников, набравших большее количество галочек, чтобы на его примере обсудить первый опыт работы наибольшего числа педагогов по методике «ФДО». Выбор сделан. 1 минута
5. Ведущий ставит задачу: педагоги, взаимодействующие с этим ребенком, по очереди должны рассказать: -как они пытались следовать пунктам договора в отношении этого школьника; -что каждый испытал сам, проявляя доброжелательное отношение; -как реагировал этот школьник на попытку взрослого проявить доброжелательность. 0,5 минут
6. Ведущий предлагает первым высказаться классному руководителю этого школьника и просит напомнить остальным об учащемся следующее: -в каких условиях он живет; -какие проблемы у него есть в школе; -почему классный руководитель выбрал именно этого школьника на занятии №1; -что хорошего есть в ребенке. 0,5 минут
7. Классный руководитель рассказывает о своем учащемся и о том, как лично он пытался проявить доброжелательность по пунктам договора и что получилось. Ведущий помогает наводящими вопросами (п.6 а, б, в, г; п.5 а, б, в) 3-7 минут
8. Остальные только слушают. Психолог или руководитель МО делает пометки (см. п. 9) Ведущий по очереди предлагает высказаться другим педагогам, взаимодействующим с этим ребенком по п. 5 а, б, в. По 3-7 минут на каждого
9. Психолог или руководитель МО по просьбе ведущего (социального педагога) фиксирует реакции взрослых и детей для последующего анализа и обсуждения. Предлагаемая форма записи: Дети (по наблюдениям и высказываниям педагогов) 1.Петров Саша, 76 (дата занятия №2) а)недоверие, испуг, попытка защититься б) «остолбенел», удивился, растерялся в) отказ от помощи, хамство Взрослые (по личным высказываниям) а)Назарова Т.П. — радость, что сдержалась, не вспылила в ответ на грубость, б) Сидорова В.Г - стало очень весело на душе в) Морозова Т.П. - растерялась, чуть не расплакалась, обида Записи хранятся до последнего сравнения в динамике.  
       

10. Анализ типичных ошибок во взаимодействии с трудным школьником по рассказанным ситуациям.

Ведущий или психолог обращает внимание на одну или несколько ошибок, замеченных в процессе слушания участников, не называя конкретных лиц, и дает короткую информацию о том, как их избежать в дальнейшем.


Примерный перечень типичных ошибок Смысл передаваемой информации
1.Не учитываем особенности возраста Какие именно
2.Не учитываем особенности пола Что конкретно
З.Не учитываем особенности темперамента Что конкретно
4.Проявляем авторитаризм Чем плохо
5.Стремимся заставить ребенка быть «удобным» для нас «Вы никого не можете изменить, кроме себя самого. Другие (особенно дети) часто меняются, когда начинаете меняться Вы. Поразмыслите, сколько в Вашем стремлении изменить другого человека искреннего желания, чтобы он стал лучше, и сколько
 
 
 
 
  стремления сделать его удобным для Вас». (Л.В.Куликов «Справочник по практической психологии», С-Пб, 1994г.)
 
 
6.Не владеем своими эмоциями: -раздражение Взрослый раздражается, когда ребенок испытывает потребность в нашем внимании или участии, а мы не хотим, не можем или не умеем ее удовлетворить.
-обида Обижаемся, как маленькие, и мстим за обиду, что недостойно взрослого человека, особенно учителя.
-гнев Взрослый гневается, когда ребенок отстаивает свои права, не соответствует нашим ожиданиям. В гневе делаем «из мухи слона», преувеличиваем «вину» ребенка, чтобы оправдать свои неумелые действия, снять с себя ответственность
Примечание: Педагогов не следует упрекать за проявление негативных эмоций. На каждом занятии целесообразно рассказывать и показывать, как можно с ними справляться. Это – прямая задача психолога.
7.Не умеем понять мотивов и целей совершаемых поступков, адекватно реагировать на них Объяснять, анализировать на психологическом консилиуме, искать адекватные методы
8.Склонны ставить клеймо, диагноз, навешивать ярлыки (лодырь, рохля, недоумок, хулиган, безответственный и т.п.), делать обобщения (... ты вечно... везде... со всеми...) Осуждать нужно проступок, а не ребенка. По отдельным поступкам нельзя делать вывод о личности в целом. Ребенок имеет право на совершение любой ошибки: в учебе, поведении, проявлениях, отношениях, а взрослые ОБЯЗАНЫ помогать ему в трудных ситуациях, а не усугублять его проблемы. Ведь он только еще учится жить среди людей.
     

11.С учетом услышанного и проанализированного ведущий предлагает продолжить работу по методике «ФДО» со всеми указанными на доске воспитанниками, особое внимание уделив тем школьникам, которые оказались пока обделенными вниманием и заботой педагогов.

12.Ведущий может в заключение озвучить следующие цитаты и сообщить о дате проведения третьего занятия. «Нам кажется, что настоящая работа - это работа на чем-то внешним - производить, собирать, создавать, а работать над своей душой - это так, фантазия, а между тем, всякая другая кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа - пустяки»,-Л.Н.Толстой.

«Не теряйте время на поиск легкого и быстрого решения трудных проблем. Не верьте кудесникам, которые обещают решить их за Вас. Вам предстоит большая и трудная работа и, прежде всего, над собой». (Из «Справочника по практической психологии» Л.В.Куликова)

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ №3 и последующих

Порядок действий ведущего Время
  До начала занятий ведущий воспроизводит на доске список «трудных» школьников, выбранных классными руководителями на занятии № 1  
  Собравшиеся на занятия классным руководителям (воспитателям) ведущий сообщает о том, что, формируя доброжелательное отношение к школьникам, педагогам следует позаботиться о доброжелательном отношении к себе. Поэтому, с сегодняшнего дня каждое занятие будет начинаться с упражнений по снятию напряжения, усталости с самих участников занятий. Ведущий уточняет оптимальное время их начала, с тем, чтобы педагоги успели перекусить после основных уроков и имели возможность сосредоточиться насодержании занятий.  
  Ведущий или психолог (что наиболее целесообразно) проводит урок релаксации, объясняя назначение и показывая соответствующие упражнения (См. раздел «учитесь властвовать собой») 5-15 минут
  Ведущий просит участников взять в руки' договор и по очереди (или по желанию) рассказать: -в отношении каких школьников из списка на доске они пытались проявлять доброжелательное отношение; -как это происходило; -что при этом испытывал педагог; -как на проявление доброжелательности реагировал ребенок; -что хорошего об этом ребенке узнал за прошедший период педагог.Остальные слушают, не перебивая 3-7 минут на каждого
  Психолог или руководитель МО фиксирует реакции детей и взрослых (см. пункт 9 занятия2)  
  Ведущий на доске рядом с фамилией школьников, о которых идет речь, ставит галочку, чтобы выявить тех, кто обделен вниманием учителей.  
  По результатам высказываний можно сделать вывод о том, кто из учителей не может еще преодолеть негативного отношения к конкретным детям. Учителю необходимо оказать поддержку...Участники по, очереди, начиная с классного руководителя ребенка, доказывают учителю, почему он заслуживает сочувствия, а не неприязни, что в нем есть хорошего и как, на их взгляд, целесообразно себя вести с этим ребенком. Социальный педагог и психолог помогают участникам, поскольку обладают наиболее полной информацией о каждом из этих школьников 5-15 минут
  Ведущий приглашает отдельных учителей на заседание психолого-педагогического консилиума или индивидуальную консультацию. При любых обстоятельствах отношение к этим педагогам со стороны ведущего, психолога и участников должно быть абсолютно доброжелательным, иначе он, подобно трудному школьнику, начнет избегать занятий по методике «ФДО»  
  Ведущий предлагает участникам заполнить анкету (анкетирование следует проводить после каждого занятия) Примерное содержание анкеты: Ф.И.О. классного руководителя (воспитателя). Дата____________________________________. 1. Чувствуете ли Вы необходимость проявлять доброжелательность (да,нет) 2. Ваше настроение от проявленной доброжелательности ухудшается, улучшается (не нужное зачеркнуть) 3. Замечаете ли Вы что, с проявлением доброжелательности к трудным школьникам, они стали: -лучше себя вести (да, нет) -меньше грубить, хамить (да, нет) -стараться выполнять задания (да, нет) -искать возможности поговорить, пообщаться с Вами (да, нет) -меньше конфликтовать (да, нет) -перестали бояться отвечать на уроке (да. нет) -что еще?_______________________________ 4.С кем Вам не удается наладить доброжелательные отношения? 5.Нужна ли вам помощь? (да, нет) Чья конкретно_______________________________ 6.Ваши предложения Спасибо за сотрудничество. Примечание: 1. Бланки анкет целесообразно заготовить заранее. 2. На каждого участника можно завести отдельный) конверт, куда будут складываться анкеты. Анализируя анкеты от занятия к занятию можно увидеть наличие или отсутствие динамики личностного роста педагога. 5 минут
  Вторая часть работы МО классных руководителей проводится по плану (см. примерный тематический план). РЕКОМЕНДАЦИЯ: 1. В том случае, если школа работает в две смены или имеет большое количество классов, то целесообразно разделить группу классных руководителей на подгруппы и проводить занятия по отдельным расписаниям. 2. Тематический план занятий нужно корректировать в зависимости от потребностей участников, выявленных в процессе работы.  

Приложение 15

Список литературы, рекомендуемой для прочтения

1. А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская «Работа с трудными детьми» М., Просвещение, 1986г.

2. Справочник заместителя директора по воспитательной работе (приложение к журналу «Завуч») М., ОЦ «Педагогический поиск» 1999

3. А.Е. Личко «Эти трудные подростки», Л. 1993

4. А.А. Леонтьев «Педагогическое общение» М., 1979

5. Н.П. Аникеева «Психологический климат в коллективе» М., Просвещение, 1989г.

6. Л.В. Куликов «Справочник по практической психологии», СПб., 1994.

7. Э.Ш. Натанзон «Психологический анализ поступков ученика» М., Просвещение, 1991

8. Н.В. Гришина «Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится решать конфликты» СПб., 1993

9. Психолого-педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков / Сост. О.Н. Афанасьев, Николаев, 1990/

10. Ю. И. Фролов «Психология подростка» М., 1997

11. А.Е. Личко «Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков» М., 1999

12. В.А. Аверин «Психология детей и подростков» СПб, 1994

13. А.В. Кирьякова «Ориентация школьников на социально значимые ценности» / учебное пособие, 1991

14. В.Г. Баженова «Воспитание педагогически запущенных подростков» Киев, 1986

15. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция и исправление характера у детей и подростков» М., 1992

16. «Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика» пособие для специалистов по воспитанию, СПб, 2005

17. А.Н. Майоров, Е.Е.Чепурных, С.М. Шурухт «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами» М., 2005



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: