Лекция № 4 Философия жизни

ТЕМА ЛЕКЦИИ Неклассическая философия XIX-XX вв.

Русская философия.

Цель лекции – анализ неклассических концепций философии XIX-XX вв.

План лекции:

1. Немецкая классическая философия.

2. Немецкий материализм: Л. Фейербах, К. Маркс.

3. Западная неклассическая философия XIX-XX вв.

4. Русская философия.

Рекомендуемая литература

1. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.

2. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Крашенинников М.А. Русская философия X-XIX вв. Казань: КГЭУ, 2003.

На прошлой лекции были исследованы переходные философские системы, что дает возможность перейти к анализу современных типов философствования.

Основная часть

1. Период немецкой классической философии – это конец XVIII – начало XIX в., Германия. Она начинается с И. Канта, ее продолжают И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. По характеру это идеалистическая философия.

И. Кант. В его творчествевыделяют два периода: докритический и критический. В течение первого он преимущественно занимался естественными науками и изучением методологии философского познания. Во втором, критическом периоде Кант главное внимание уделял теории познания и этике. Его целью было проведение критического анализа познавательных воз­можностей человека. Иначе говоря, Кант пытался выяснить, на что способен человеческий разум.

Г. Гегель. Его главное философское достижение – разработка целостного учения о законах и ка­тегориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии абсолютной идеи. Абсолютная идея (мировой разум) есть наивысшее состояние бы­тия. Это – Бог, именно с ним философ связывает процесс развития. Сначала – диалектика идей, затем – диалектика вещей.

Причина развития – противостояние противоположностей. Гегель формулирует абстрактную формулу любого процесса развития: Тезис (утверждение) → Антитезис (отри­цание) → Синтез (отрицание предыдущего отрицания). На третьей стадии – стадии синтеза – происходит преодоление противополож­ностей (тезис–антитезис), их примирение и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. И так будет повторяться бесконечно, пока не наступит гармония.

2. Реакцией на немецкую идеалистическую философию явилось материалистическое учение Л. Фейербаха, которое по­служило одной из предпосылок философии марксизма. В центре фило­софского учения Фейербаха находился человек. Поэтому его систему стали называть антропологическим материализмом.

Свою философскую деятельность Фейербах начинает с критики религии, которая постепенно отмирает и освобождает культурное простран­ство для философии. Он отрицает существование Бога. Поэтому в человеке Фейербах отмечает только природно-биологическое начало.

Высшее стремление человека есть стремление к сча­стью, но оно, по мнению философа, невозможно за счет других людей. Следовательно, необходимо согласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм должен быть уравновешен альтруизмом.

После Фейербаха развитие немецкого материализма продолжили философ и экономист К. Маркс и его со­ратник Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разрабатывают новую концепцию материализма – диалек­тический материализм, который утверждал, что приро­да первична и состоит из материи. Бог и высшие духовные существа отрицаются (Энгельс, «Диалектика природы»).

Происхождение человека объяснялось естественными природны­ми причинами, поддерживается теория Дарвина. Сущность человека –социально-историческая, так как разумным существом, личностью человек становится только в обществе.

Важнейшее место в учении Маркса занимает идея отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность.Она должна быть устранена с помощью революции, т.е. корен­ного преобразования всего социально-экономического строя. Когда частная собственность устранена, труд становится свободным, творчес­ким и превращается в средство саморазвития человека.

3. С середины XIX в. в философии начинают появ­ляться новые философские направления:

Философия жизни – изучение феномена жизни в философском смысле (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Швейцер, О. Шпенглер).

У истоков этого течения стоял немецкий философ А. Шопен­гауэр. Он разработал философскую систему, в основу которой поставил волю, которая есть причина всякой активности и всех изменений.

Миру Шопенгауэр приписывает человеческие свойства – то­ску, страдание, противоборство, все окрашивается в мрач­ные тона. Не­удивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. – наихудший).

Другим представителем «философии жизни» явил­ся немецкий философ Ф. Ницше, пропо­ведник индивидуализма и иррационализма.

Центральное понятие его философии – «воля к власти» – универсальная сила бытия, стремление к доминированию и самоутверждению.

Важное место в творчестве Ницше занимает идея С верхчеловека – это сильная, властная личность, кото­рую отличает от других развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, индивидуализм и свобода от всех моральных предписа­ний, делающих человека, как полагал Ницше, слабым. Ницше стремился к радикальной переоценке общественных и культурных ценностей, что порой доходит до нигилизма (от лат. – ничто): х ристианство, мораль и состра­дание, гуманизм, демократия и наука – все устарело.

Позитивизм. В развитии позитивизма выделяют несколько этапов:

· Первый (начальный) позитивизм – 30-е гг. XIX в. (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер).

· Второй позитивизм (эмпириокритицизм) – конец XIX в. (Э. Мах, Р. Авенариу).

· Неопозитивизм – с 20-х гг. XX в. (Р. Карнап, X. Рейхенбах, Ф. Франк, Л. Витгенштейн, А. Тарский).

· Постпозитивизм – с 60-70-х гг. XX в. (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин).

Позитивисты выступили с лозунгом: «Наука сама себе философия!» Иными словами, все подлинное (позитивное) знание есть результат достижений специальных наук (физики, химии, биологии, астрономии, психологии, истории) и их взаимодействия. В отличии от них, философия не имеет ни своего предмета исследований, ни метода исследований. Следовательно, традиционная философия не име­ет права на существование и от нее пора отказаться. Позитивная наука не должна изучать изначальные или финальные причины, пытаясь понять, почему происхо­дит то или иное явление. Вместо «почему» она должна объяснить «как» это происходит.

Эти идеи были сформулированы французским философом О. Контом, а также английскими учены­ми Дж. Миллем и Г. Спенсером. Идеи Конта были поддержаны и развиты его последователями – неопозитивизм и постпозитивизм. Их общая характерная особенность – изучение частных логико-методологических проблем и анализ научного языка. Основу науки составляют научные факты, которые становятся всеобщим достоянием через определенные высказывания, которыеи нужно изучать. При таком подходе на первый план выдвигаются чисто лингвистические проблемы, решаемые с точки зрения логики.

Философия экзистенциализма (философия существования) связана с человеком. Все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его место в жизни.Поэтому его существование ( от лат. – экзистенция) должно быть основным предметом философии. На первый план вышла реальная жизнь единичного человека с ее волнениями, тревогами и проблемами.

Видными представителями экзистенциализма являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, X. Ортега-и-Гасет.

Общие идеи экзистенциалистов:

· подлинная реальность – это существование человеческой личности;

· свою сущность и цель жизни человек выбирает сам;

· жизнь абсурдна и бессмысленна;

· человек способен к преобразованию мира.

Таким образом, мировоззрение экзистенциалистов пронизано индивидуализмом, субъективизмом и пессимизмом. Однако оно не ли­шено ряда ценных элементов: пристальное внима­ние к человеческой личности, призыв не подчиняться толпе, делать свободный выбор и нести за него ответственность.

Интерес к человеку характерен для философии психоанализа ( З. Фрейд). Он открыл в человеческой психике сферу бессознательного (сны, оговорки, описки, забыв­чивость, влияние гипноза) и создал модель психической структуры личности: это«Оно», «Я», «Сверх-Я».

«Оно» – это сфера бессознательного ( неосознаваемые влечения и инстинкты). «Я» – это сфера сознания.

«Сверх-Я» – моральные принципы человека (совесть, долг, честь).

Теорию психоанализа Фрейд попытался распростра­нить на всю сферу социокультурной жизни человека (мифология, рели­гия, искусство и т.д.): влияние неосознанных влечений. Главное понятие – сублимация, т.е. перенос энергии инстинктов в сферу деятельности – художественной, ре­лигиозной, научной и т.д.

Идеи Фрейда, принятые сначала настороженно и даже враждебно, со временем нашли множество своих приверженцев и горячих сторон­ников (Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг, Ж. Лакан).

4. Феноменология. Основателем является Э. Гуссерль. Феноменология должна явиться наукой о сущностях. Сущность – это описание феномена, предстающего сознанию. Сущности обнаруживаются не только в чувственно воспринимаемом мире, но и в мире наших надежд, влечений, воспоминаний. Сферами пребывания сущностей являются природа, общество, мораль, религия, и прежде чем их изучать, необходимо проанализировать сущности, являющиеся основой природных, общественных, моральных и религиозных

Герменевтика (от др.-греч. – искусство толкования) – искусство и теория истолкования текстов. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой мысли.

В настоящее время методологией гуманитарных наук и универсальным способом философствования. Являясь методологией, герменевтика выходит за пределы наук. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта – традиций философии, искусства и самой истории.

Одним из ведущих представителей современной герменевтики являются Г. Гадамер и П. Рикер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: