Конструктивно боковые стены вагонов различных типов однотипны, они представляют собой тонколистовые конструкции, подкрепленные элементами каркаса. В связи с этим технология изготовления боковых стен содержит много общего. В частности, технологический процесс изготовления боковой стены может быть организован по одному из двух способов: раздельному и совмещенному.
Раздельный способ применяют для боковых стен, имеющих достаточно жесткий каркас (боковые стены полувагонов). Этот способ преимущественно может быть рекомендован для условий крупносерийного и массового производства. Сущность его заключается в том, что на этапе изготовления боковую стену расчленяют на два крупных технологического узла – полотнище обшивки и каркаса.
Для сборки и сварки этих узлов предусматривают две специализированных линии. Соединение полотнища и каркаса осуществляется на третьей линии.
Совмещенный способ применяют для конструкций стен, у которых каркас не может быть выделен в самостоятельный технологический узел (боковые стены рефрижераторных, пассажирских вагонов, некоторых вагонов бункерного типа и др.). Отметим, что технологический узел «полотнище обшивки» - может быть выделен практически для любого типа вагона. При этом способе собирают полотнище обшивки, а затем на полотнище устанавливают элементы каркаса.
|
|
Собирают боковые стены пассажирских вагонов совмещенным способом в специальном сборочном стенде, в котором сначала собирают полотнище обшивки, а затем на полотнище устанавливают элементы каркаса. Полотнище обшивки собирают из трех поясов - верхнего, оконного и нижнего. Верхний и нижний пояс в свою очередь состоит из трех – четырех листов, свариваемых встык. Оконный пояс выбирают из штампованных секций, включающих простенок и два полуокна.
После заварки листов и прихватки поясов между собой на полотнище укладывают и прихватывают верхнюю обвязку и стойки. Для базирования стоек и поджатия их к листам обшивки стенд может быть оборудован пневматическими фиксаторами и прижимами. Однако конструкция стенда может быть существенно упрощена, если применять специальный портал – кассету. Перемещаясь вдоль стенда, кассета сначала сама базируется относительно основания стенда, а затем фиксаторы и прижимы, предусмотренные на кассете, базируют пару стоек, устанавливаемых в одном простенке.
В сборочном стенде целесообразно приварить стойки к обвязке. После этого узел может быть передан на стенд для контактной точечной сварки. На этой операции сваривают пояса между собой и приваривают к обшивки обвязку и стойки.
После контактной сварки стену передают на стеллаж для доработки, где устанавливают и прихватывают мелкие детали на внутренней и лицевой сторонах стены, сваривают стыки листов с лицевой стороны, защищают сварные швы и предъявляют боковину контролеру ОТК.