Предисловие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ж.Е. ВАВИЛОВА

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ

Казань 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ж.Е. ВАВИЛОВА

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по курсу

КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Казань 2010


УДК 338.24

ББК 65.05

В 58

Вавилова Ж.Е. Стратегическое управление коммуникациями: Учеб. пособие. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. – 165 с.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные концепции и модели коммуникационного менеджмента, освещаются особенности работы специалиста по коммуникациям в условиях современной организации. К каждой главе прилагается кейс для изучения на практике теоретических моделей управления коммуникациями.

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

_______________________________

Рецензенты

Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой общефундаментальных дисциплин Российского государственного университета туризма и сервиса А.И. Шакиров

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой теоретических основ коммуникации Казанского государственного энергетического университета Э.А. Тайсина

Рекомендовано секцией РИС

Института экономики и социальных технологий

Председатель секции Н.М. Мухарямов

ã Вавилова Ж.Е., 2010

ã КГЭУ, 2010


ПРЕДИСЛОВИЕ

Стратегическое управление коммуникациями (иные варианты перевода: стратегический коммуникационный менеджмент, управление стратегическими коммуникациями, менеджмент стратегических коммуникаций) – это центральная тема множества новейших работ в сфере коммуникационной деятельности организаций. Управление публиками, менеджмент вопросов, антикризисное управление – вот некоторые из концепций, интенсивно разрабатываемых сейчас в теории и внедряемых в практику коммуникаций.

Данное учебное пособие рассматривает коммуникативную деятельность организации в русле этих концепций, моделей и теорий, вводя читателя в мир представлений о связях организации с аудиториями после того, как традиционные связи с общественностью стали сменяться стратегическим коммуникационным менеджментом. Почему и как это произошло в странах, где зарождались организационные коммуникации с публиками, еще только предстоит узнать российским читателям, интересующимся проблемами коммуникации.

Несмотря на то, что Россия переживает бурный рост общественного внимания к связям с общественностью, необходимо представлять себе, в какую фазу войдет это явление после того, как обнаружится спад в активности специалистов по связям с общественностью и возникнет качественно новая концепция осуществления коммуникаций – стратегический коммуникационный менеджмент. Можно прогнозировать, что, скорее всего, этот процесс будет протекать по западному образцу с учетом национальных российских особенностей, но менее болезненно – ибо учиться на чужих ошибках легче, чем на собственных.

Автор данного пособия опиралась на свой пятилетний опыт работы преподавания дисциплин, связанных с коммуникацией, а также опыт практической деятельности при прохождении стажировки в одном из университетов Великобритании по магистерско-аспирантской программе «Public Relations». В целом, идея написания учебника по материалам диссертации возникла на основе наблюдений за практикой осуществления коммуникаций в России и за рубежом.

В авторской интерпретации представлены различные теории, концепции, модели, актуальные в мировой коммуникационной практике, примеры осуществления связей с общественностью в организационной деятельности – иногда удачного, иногда не очень, анализ этих ситуаций. Все это написано с точки зрения организации как источника коммуникативного действия, вне зависимости от того, пользуется она услугами агентства или имеет собственный отдел по связям с общественностью. Читателю предлагается этот угол обзора, ибо долг перед организацией-клиентом всегда стоит перед пиар-специалистом на первом месте после долга перед самим собой.

В этой работе затронуты, по мнению автора, основные теоретические аспекты коммуникационных практик организации. Нужно признать, однако, что связи с общественностью – это обширнейшая область профессиональной деятельности, воплощающаяся в многочисленных специализациях: от лоббирования до связей с общественностью в финансовой сфере, от коммуникаций «бизнес для бизнеса» до кампаний, проводимых негосударственными организациями и группами давления. По этой объективной причине данную работу можно считать введением в связи с общественностью с присущей ему лаконичностью, оставляющей читателю пространство для дальнейшего научного поиска и перспективы для практического воплощения рассматриваемых здесь теоретических моделей.

В общем, эта книга посвящена тому, как организации отвечают и адаптируются к окружающему миру через использование коммуникаций. Сообщения организаций, как правило, аккумулируются и передаются в виде коммуникационных программ. Процесс организации, планирования и выполнения этих программ называется менеджментом или управлением, а применительно к коммуникационной деятельности компании – коммуникационным менеджментом. Термин «стратегический», заимствованный из различных иноязычных источников, пока еще нов отечественному специалисту по коммуникациям, и на всестороннее разъяснение этого понятия будут направлены как отдельные главы, так и пособие в целом.

Автор надеется, что учебник будет интересен не только студентам, обучающимся по специальности «Связи с общественностью», но и коллегам, работающим в сфере коммуникации, а также практикующим специалистам.

Учебник состоит из одиннадцати глав, к каждой из которых прилагается кейс для иллюстрации теоретических моделей и концепций, и списка источников, включая ресурсы сети Интернет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: