ЦЕЛИ:
- формирование умения вступать в контакт;
- формирование представления о внешних проявлениях добра и зла;
- усвоение "главного правила нравственности";
- формирование представления и сочувствии, сопереживании.
Учитель: Мы сегодня продолжим путешествие вместе с Гердой. Помните, как она поплыла по реке в поисках Кая и оказалась у женщины, умевшей колдовать?
Герда была наблюдательной девочкой, что она заметила в саду?
А еще она умела начать разговор, обратиться к незнакомому человеку. Как бы вы начали разговор с женщиной, если бы оказались на месте Герды? (Ролевая игра.)
- Как вы думаете, была ли колдунья доброй? Почему?
- Хотела ли она девочке добра? Почему?
- Можно ли назвать добрым человека, который гладит по головке, говорит добрые слова, но
делает только то, что ему хочется, ему нужно и не учитывает желания другого человека?
(Рассуждения детей.)
Как в жизни проявляются Добро и Зло? Всегда ли они явны, очевидны? Если, например, к вам на улице подойдет незнакомый человек и приятным голосом попросит пойти с вами куда-то, что вы будете делать? (Анализ ситуации). Да, добро, как и зло, бывает неявным, скрытым, замаскированным внешними проявлениями.
|
|
- В каких сказках доброта человека скрыта за некрасивой внешностью? ("Аленький
цветочек", "Красавица и чудовище").
Значит, не так просто определить, где добро и где - зло.
И самое главное правило доброго отношения к людям: "Делай и желай другому то, что хотел бы по отношению к себе". Главное проявление доброго отношения - это сочувствие и сопереживание другому человеку.
- Как вы это понимаете, приведите пример.
- Стремитесь ли вы понять, что хочется другому?
Заполнение в альбоме таблиц «Что мама чувствует, когда я это делаю», «Что мама чувствует, когда я это говорю».
- Дополните в альбоме высказывание: "Сочувствие - это..."
- Отберите в словаре (в альбоме) те слова, которые соответствуют качествам,
проявляющимся в отношении вас к маме (отзывчивость, заботливость, вежливость,
внимательность...).
Можно далее продолжить работу, при этом по желанию дети выбирают объект анализа (папа, брат, бабушка...). Запишите в альбом девиз: "Помогая другим, ты сам становишься лучше!"
Заполним в альбоме схему:
мои слова мои дела
папа мама сестра бабушка
- Теперь подумайте и допишите другим цветом, что бы вы хотели изменить в отношении
к ним? (Ответы детей.)
Послушайте рассказ В. Осеевой.