Занятие. Я занимаюсь самовоспитанием

Цели:

- продолжить работу по самопознанию,

- побудить стремление учащихся к самовоспитанию,

- помочь учащимся сориентироваться в системе нравственных ценностей,

- организовать процесс самовоспитания, самоорганизации.

Материал для проведения занятия:

- альбом, фломастеры,

Сегодня мы поговорим о чуде, которое есть внутри каждого из нас. Как вы думаете, что это такое? Как оно называется? Вы, может быть, еще не знаете - какое оно, но оно обязательно у вас есть. Это чудо - талант, способности. Природа в каждого человека вкладывает маленькое Солнышко - талант. Способности могут проявиться тогда, когда человек развивает их в себе.

Талант, как маленькое Солнышко, которое есть внутри нас и которое поможет вам добиться больших достижений в жизни! Он дает нам силу, энергию к достижениям, успехам. Таланты у людей бывают разные. Какие вы можете назвать?

Давайте нарисуем наше Солнышко, которое есть внутри каждого из нас, на Карте Человека. Подумайте, как можно заставить свое -Солнышко сиять ярче, как сделать его больше? Подумаем, какие у каждого из вас есть возможности, чтобы достичь еще большего, стать еще лучше.

Ребята, я посмотрела ваши альбомы и увидела, что у каждого из вас написан свой набор желаемых качеств, дел. Хотя многие качества повторяются, такие как быть честным, добрым, вежливым, но я не встретила двух совершенно одинаковых описаний. О чем это говорит? Да, среди нас нет двух совершенно одинаковых ребят, да и, наверное, нет таких, которые хотят быть полностью похожими друг на друга. Так или нет?

Да, действительно, и в нашем классе, и в школе, и во всем мире нет двух совершенно одинаковых детей, людей, как нет двух совершенно одинаковых камней на берегу моря, двух совершенно одинаковых деревьев в лесу.

Каждый из вас построит свою программу - каким он хочет быть - из тех качеств-"кирпичиков", которые ему нравятся.

Что же надо человеку, чтобы от желаний, мыслей перейти к их исполнению? Как действительно "вырастить" себя, стать таким, каким хочешь? Для этого нужно знать те силы, которые помогают человеку "строить" себя, вспомним их:

желания - мысли - воля - поступок

Давайте рассмотрим эти связи на примере. Можно ли стать здоровым и сильным? Знаете ли вы таких людей? Послушайте историю одного мальчика.

В ноябре 1729 года в Москве родился мальчик, которого назвали Сашей. Фамилия у Саши была Суворов. Ребёнок был мал ростом, хил, тощ, дурно сложен, некрасив, зато подвижен и сметлив. Рано научившись читать, он с большим интересом изучал историю военных походов, биографии великих полководцев, мечтал о воинской славе. Для этого нужно было иметь крепкое здоровье... Отложив книгу, мальчик садился на резвого коня и мчался, невзирая на непогоду, дождь, ветер, купался в студёной воде, играл в лапту, лазил по деревьям. Болезненный от природы подросток принялся укреплять своё здоровье, изнурял себя физическими упражнениями, даже в холодную погоду носил лёгкую одежду, употреблял простую здоровую пищу. Саша Суворов осуществил свою мечту. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов прожил долгую славную жизнь, участвовал во множестве войн и сражений, из которых не проиграл ни одного. Этому способствовали не только упорство и полководческий талант, но и отменное здоровье.

Вопрос:

- Что помогло хилому от природы мальчику стать великим полководцем?

А теперь посмотрите в своем альбоме список качеств, которые вы выбрали как желаемые для себя. Выберите из них 2 - 3 и напишите, что вы можете сделать дома, в школе, чтобы достичь проявлений желаемых качеств в поступках в ближайшее время. Не забывайте, прежде всего, это должны быть такие дела, которые будут нужны, принесут радость другим людям. А для этого нужно представить себя на месте мамы или того, для кого вы будете что-то делать. Подумайте, что нужно учесть, чтобы хорошо выполнить то дело, которое вы запланировали. Самое главное - чтобы эти дела принесли радость тому, кому они предназначены.

Дети рисуют схемы-программы своих действий на неделю. Затем, через 1-2 занятия, дети в альбомах пишут самоотчеты. Вопросы детям:

- как ты делал выбор своего поступка?

- от кого и за что ты получил похвалу?

- какая реакция была у близких?

- какое чувство у тебя вызвало выполненное дело?

- как ты оцениваешь результат того, что сделал?
Периодически нужно возвращаться к обсуждениям на эту тему.

Е.К. Гуляева Как я учился оценивать себя

Мы, зверюшки, тоже учимся. У нас есть лесные школы, есть учитель и ученики. Нашу учительницу зовут Мария Ивановна. Она нам разрешила за выполнение домашнего задания самим ставить оценки.

Ну, думаю я, не поскуплюсь! Что мне 5 жалко, что ли?

Сел за уроки, по-быстрому их сделал, поставил себе 5 и на улицу!

Вечером меня мама только на седьмой раз зазвала домой, а у меня нет сил даже умыться. Лег спать, даже не вспомнил о своей пятерке.

Вижу сон: открываю тетрадь, а моя пятерка перечеркнута тремя линиями и написано "грязно". Посмотрел на свою работу, правда, грязно. Ниже написано: "Буквы кривые и ошибки!" Какие ошибки, я же списывал из книги! Посмотрел повнимательнее, а там их, как ягод на грядке. Стыдно стало!

Я даже проснулся, но было уже утро. Открыл тетрадь, вижу - стоит моя пятерка какая-то грустная. Смотрю на свое письмо, а там написано на тощую тройку! Исправил я 5 на тоненькую 3 и решил: пятерку надо зарабатывать старанием, одного желания мало.

- Понравилась вам сказка? Так что же понял Мишка, увидев сон? А как он раньше оценивал свою работу? Ребята, познакомьтесь с памяткой о том, как нужно дома готовить уроки. Запишите ее в альбом и вспоминайте, когда будете выполнять домашние задания.

Как готовить домашнее задание (памятка)

1. Начинай подготовку в одно и то же время:

1 смена: с 5 час. вечера

2 смена: с 9 час. утра

2. Перед работой проветри комнату.

3. Начинай с трудного для тебя предмета. Говори себе: " Я
справлюсь!"

4. Перед тем, как выполнять задание, вспомни, что было на уроке, что рассказывал
учитель.

5. Не спеши звать на помощь взрослых, попытайся сам разобраться.

6. Старайся выполнять каждое задание как можно лучше.

7. Что можно, пересказывай, проговаривая вслух.

8. Проверь сам себя и оцени свою работу.

Очень важно быть самому себе контролером, проверить то, что выполнено, сравнивая с тем, что было намечено. Для этого нужно знать и выполнять четыре главных правила:

Правило 1.Самоприказ. Если что-то делать не хочется, а надо, скажи себе твердо: "Ты должен сделать это!"

Правило 2. Самоотчет. Вечером, лучше всего перед сном, задай себе вопросы: что я сегодня планировал и что сделал? Как это у меня получилось? Кого обрадовал? Кого огорчил? Где ошибся? Почему?

Правило 3. Самоодобрение. Если получилось то, что было задумано, похвали себя: " Я молодец!", "Я доволен своими успехами!"

Правило 4. Самопроектирование. Подумай, лучше вечером, перед сном, какие хорошие дела предстоит сделать завтра. Когда и как их следует выполнить?

Вспомним, как называется наш внутренний контролер, который нам подсказывает, что надо делать, а что - не надо, как оценят мой поступок другие, как мне оценить свои действия.

Упражнение.

Класс делится на подгруппы. Задание группам: "Собрать пословицы из двух частей: к началу пословицы из первого столбика подберите окончание из второго столбика. Затем объясните, в чем главная мысль пословицы, приведите примеры."

1 группа,  
1. За двумя зайцами погонишься, 1. люби и саночки возить.
2. Взявшись за гуж, 2. да не укусишь.
3. Любишь кататься, 3. ни одного не поймаешь.
4. Мягко стелет, 4. не говори, что не дюж.
5. Близок локоток, 5. так и откликнется.
6. Как аукнется, 6. да жестко спать.
   
2 группа.  
1. Не узнавши броду, 1. полезай в кузов.
2. Не говори "гоп", 2. вылетит - не поймаешь.
3. Назвался груздем, 3. не суйся в воду.
4. Слово не воробей, 4. в лес не ходить.
5. Готовь сани летом, 5. пока не перепрыгнешь.
6. Волков бояться, 6. а телегу зимой.
   
3 группа.  
1. Обжегшись на молоке, 1. да сыта бывает.
2. Сколько веревочке не виться, 2. то и пожнешь.
3. Не рой другому яму, 3. а концу быть.
4. Курочка по зернышку клюет, 4. да спотыкается.
5. Что посеешь, 5. будешь дуть и на воду.
6. Конь о четырех ногах, 6. сам в нее попадешь.
   
4 группа.  
1. Кончил дело- 1. один раз отрежь.
2. Других не суди, 2. а лень портит.
3. И лес шумит дружней, 3. на себя погляди.
4. Труд человека кормит, 4. там непорядок водится.
5. Семь раз отмерь, 5. гуляй смело.
6. Где слова с делом расходятся, 6. когда деревьев много.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: