В настоящее время во многих странах мира идут процессы преобразования их налоговых систем1. Объем и качество преобразования отношений в сфере налогообложения таковы, что позволяют говорить о глобальной налоговой реформе2. Общими целями, преследуемыми в ходе мировой налоговой реформы, являются: повышение эффективности национальных налоговых систем; обеспечение нейтральности налогообложения с тем, чтобы налоги не искажали налоговые решения; осуществление принципа справедливости и равенства в налогообложении; упрощение налоговой системы и количества налогов; сокращение ставки налогов при одновременном расширении налоговой базы; сокращение налоговых льгот и изъятий3.
Важную роль в глобальной налоговой реформе играет международное сотрудничество. Государства активно взаимодействуют друг с другом по налоговым вопросам: заключают соответствующие международные соглашения4, унифицируют национальное налоговое законодательство, приводят его в соответствие с международными стандартами, оказывают правовую помощь в борьбе с налоговыми правонарушениями5. В рамках международного эко-
|
|
1 См.: КозыринА.Н. Налоговое право зарубежных стран. М., 1993; Налого
вые системы зарубежных стран. М., 1995; Толстопятенко Г.П. Европейское на
логовое право. М., 2001.
2 См.: Крылова Н. Глобальная налоговая реформа 80—90-х гг. в России и за
рубежом // Хозяйство и право. 1996. № 9.
} См. подробнее: Сорокина ЕЛ. Основы международного налогового права. М.,2000. С. 38.
4 См.: Дернберг PJI. Международное налогообложение. М., 1997; КашинВА,
Налоговые соглашения России. М., 1998.
5 См.: Бирюков П.Н. Взаимодействие органов ФСНП России с зарубежными
правоохранительными органами при расследовании налоговых преступлении:
правовые вопросы. Воронеж, 1999.
§ 1. Действие международных налоговых соглашений в Российской Федерации 429
номического права сформировалась новая подотрасль — международное налоговое право1. Нормы международного налогового права зафиксированы главным образом в договорах (Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Типовое налоговое соглашение Британского Содружества наций 1964 г., Конвенция между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения 1996 г. и др.). Однако налоговые нормы закреплены и в иных источниках международного права, в частности, в актах органов международных организаций. Так, в 1996 г. Совет глав правительств при Межгосударственном совете Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России одобрил Основные принцицы взаимодействия налоговых служб государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. В 1997 г. Совет глав правительств СНГ принял Положение о лоряд-ке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств — участников СНГ.
|
|
В рамках ООН разработана Международная налоговая программа, целью которой является оказание содействия государствам в совершенствовании их налоговых систем. В 1993 г. были опубликованы разработанные в рамках указанной Программы «Основы мирового налогового кодекса». Основы включают проект Мирового налогового кодекса (МНК) и комментарии к нему. МНК направлен на унификацию национального законодательства, выработку единообразной терминологии. В МНК зафиксированы общие принципы налогообложения, регламентируется взимание наиболее важных налогов (подоходный налог, НДС, акцизы, налог на недвижимость), определяются принципы организации и деятельности национальных налоговых служб. МНК, таким образом, является ориентиром для государств в процессе кодификации и прогрессивного развития национального налогового права.
Основными направлениями современного международного сотрудничества в сфере налогообложения являются:
1 См.: Фомина О. Международное налоговое право: понятия, основные принципы // Хозяйство и право. 1995. № 5.
430 Глава 20. Международные налоговые нормы и налоговое законодательство РФ
1) определение основных принципов налогообложения (Типовая конвенция ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами 1980 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле 2000 г. и др.);
2) избежание двойного налогообложения (Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., Соглашение между Россией и Швейцарией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал 1995 г. и др.);
3) регулирование некоторых правил о так называемых налоговых убежищах и оффшорных зонах (Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 1977 г., Типовая конвенция ООН 1980 г.);
4) обмен информацией и сотрудничество в борьбе с налоговыми правонарушениями (Соглашение между правительствами России и Молдавии о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями финансового и налогового законодательства 1996 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 1998 г. и др.).
Россия активно участвует в создании и реализации норм международного налогового права: заключает соответствующие международные соглашения, гармонизирует налоговое законодательство с международными стандартами, сотрудничает с другими государствами и международными организациями в борьбе с налоговыми правонарушениями.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом, применяются правила международного договора.
Пункт 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.1 дополняет указанные правила: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления
|
|
1 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
§ 1. Действие международных налоговых соглашений в Российской Федерации 431
иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».
Коллизионная норма закреплена и в ст. 7 НК РФ: «Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».
Таким образом, в Российской Федерации международные налоговые нормы действуют в двух основных формах: а) через принятие в Российской Федерации актов налогового права, регулирующих те же вопросы, что и международные нормы; б) через непосредственное применение международных норм в качестве регуляторов налоговых отношений.
1. Практика внесения изменений в российское налоговое право достаточно разнообразна. Выработаны следующие основные способы:
а) Определение порядка применения в РФ международного на
логового соглашения. Например, в 1996 г. Госналогслужба РФ
направила налоговым инспекциям руководство по применению
Соглашения между правительствами России и Таджикистана о
сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового законода
тельства. Российским налоговым инспекциям было поручено ор
ганизовать сбор и учет информации о коммерческой деятельности
в России юридических и физических лиц Таджикистана относи
тельно регистрации предприятий, их филиалов и представи
тельств, включая сведения об их местонахождении, подчиненнос
ти, форме собственности и другие; открытия счетов в государст
венных и коммерческих банках физическими и юридическими
лицами, а также наличия и движения денежных средств; всех
видов доходов юридических и физических лиц, полученных на
территории данной стороны Соглашения, уплаченных сумм нало
гов либо иной информации, связанной с налогообложением.
|
|
б) Издание во исполнение международного соглашения специ
альных нормативных актов, когда законодательство о налогах и
сборах не регулирует определенные отношения вообще либо регу
лирует их иначе, чем договор. Так, в 1994 г. Госналогслужба РФ
направила налоговым инспекциям письмо о порядке получения
налоговыми органами информации в странах — членах Интерпо
ла, которое восполняло соответствующие пробелы в налоговом
праве.
432 Глава 20. Международные налоговые нормы и налоговое законодательство РФ
в) Включение в налоговое законодательство отсылок к международным налоговым договорам. Соответствующие нормы зафиксированы в ст. 7 НК РФ, ст. 11 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», других актах налогового права.
2. Прямое применение в РФ международных налоговых норм предусмотрено как общим налоговым законодательством (НК РФ), так и специальными актами, регламентирующими деятельность налоговых органов, и налогоплательщиками. Международные налоговые нормы имеют прямое действие в РФ вместе с нормами российского налогового законодательства либо вместо них. Так, ст. 149, 152, 157 НК РФ определяют специфику налогообложения доходов от отдельных видов деятельности с учетом международных налоговых норм. Статья 4 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции»1 подчеркивает, что органы ФСНП РФ взаимодействуют с налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств РФ. Согласно п. 2 Положения о Федеральной службе налоговой полиции РФ 1999 г., эта служба в своей деятельности руководствуется помимо норм российского законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. На основании п. 8 Положения о Министерстве РФ по налогам и сборам 2000 г. Министерство имеет право осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.
Рассмотрим подробнее отдельные группы международных налоговых соглашений.
§ 2. Договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов
Россией заключено несколько десятков соглашений об избежании двойного налогообложения (с Азербайджаном, Аргентиной, Арменией, Белоруссией, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Данией, Индией, Казахстаном, Канадой, Мали, Марокко, Румынией, Словенией, США, Францией, Чехией, Японией и другими государствами)2. Некоторые из этих договоров регулируют только вопросы избежания двойного нало-
1 ВВС. 1993.№29. Ст. 1114;СЗ РФ. 1905.JJ651.Ct. 4973.
2 См. также: Налоги и налоговое право // Под ред. А.В. Брызгалина М.,
1998.
§ 2. Договоры об избежании двойного налогообложения 433
гообложения, другие предусматривают также меры по предотвращению уклонения от уплаты налогов.
В договорах определен перечень налогов, на которые они рас -пространяются. Применительно к России это: налог на прибыль, подоходный налог (налог на доходы физических лиц), налог на имущество предприятий и физических лиц. Однако такой перечень зафиксирован далеко не во всех договорах. К примеру, Договор между Россией и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал 1992 г. и Соглашение между правительствами России и Финляндии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы 1996 г. применяются лишь в отношении налога на прибыль и подоходного налога.
Используемые договорами понятия и термины не всегда совпадают с принятыми в российском налоговом законодательстве. Например, по ст. 4 Соглашения между Россией и Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество 1996 г. «резидент» — это любое лицо, которое по законодательству государства подлежит налогообложению в нем на основании своего местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, местонахождения руководящего органа или любого другого критерия аналогичного характера. В то же время в соответствии со ст. 11 НК РФ к налоговым резидентам РФ относятся лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году.
Договорами регламентируется порядок налогообложения доходов иностранных юридических лиц и доходов от отдельных видов деятельности, которые зачастую отличаются от зафиксированных в российском праве. Например, по ст. 10 Соглашения между правительствами России и Финляндии об избежании двойного, налогообложения в отношении налогов на доходы 1996 г. налог на дивиденды установлен в размере 5% или 12%, в зависимости от плательщика. В то же время по Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий.и организаций» 1991 г. налог с дивидендов взимается по ставке 15%.
Соглашения содержат правила по устранению двойного налогообложения. По конвенциям двойное налогообложение в России устраняется следующим образом: если российский резидент получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с соглашением могут облагаться налогами в иностранном государстве, сумма налога на такой доходчили капитал, подлежащая упла-
434 Глава 20. Международные налоговые нормы и налоговое законодательство РФ
те за рубежом, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Такой вычет, однако, не должен превышать сумму налога РФ на такой доход или капитал (ст. 23 Соглашения между Россией и Швейцарией об избежании двойного налогообложении в отношении налогов на доходы и капитал 1995 г.). Аналогичные нормы имеются и в российском законодательстве (ст. 12 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и т.д.).
Договоры устанавливают особые правила в отношении налогообложения доходов директоров, юристов, врачей, спортсменов, студентов, ученых и других категорий граждан.
В соглашениях определяются «компетентные органы», правомочные решать вопросы по устранению двойного налогообложения. В России - это Министерство финансов РФ или уполномоченный им орган; в Армении - Налоговая инспекция Армении; в Бельгии - Министр финансов; в Белоруссии - Главная государственная налоговая инспекция; в Германии — Федеральное министерство финансов; в Италии - Министерство финансов; во Франции - Министр, отвечающий за бюджет, и т.д.
Наконец, некоторые договоры предусматривают оказание помощи по взиманию налогов. На основании ст. 25 Соглашения между правительствами России и Армении об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество 1996 г. по просьбе налогового органа одного государства налоговый орган другого государства производит взимание налогов, предусмотренных договором. На основании ст. 29 Соглашения между правительствами России и Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество 1996 г. государства соглашаются оказывать друг другу помощь не только в сборе налогов, но и в отношении пени, процентов и расходов.
Таким образом, с помощью норм указанных налоговых соглашений можно установить факты получения доходов за рубежом, уплаты налогов с них и другие обстоятельства, имеющие значение при налогообложении.