И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
i
Среди государственных и муниципальных доходов определенное место занимают неналоговые доходы.
Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности, от оказания органами государства или местного самоуправления платных услуг, платежи эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
Общий перечень неналоговых доходов установлен п. 4 ст. 41 БК РФ. Он является единым и детализируется по уровням бюджетной системы бюджетной классификацией. При этом, характеристика видов неналоговых доходов дана в ст. 42—46 БК РФ. Согласно действующему законодательству к неналоговым доходам относятся:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
|
|
— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ,
Глава 21. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований 441
или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
— часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
— другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч
реждениями, находящимися в ведении соответственно федераль
ных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Назван
ные, доходы в полном объеме учитываются в смете доходов и рас
ходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответст
вующего бюджета как доходы от использования имущества, на
ходящегося в государственной или муниципальной собственнос
ти, либо как доходы от оказания платных услуг.
|
|
К числу этих доходов относятся самые различные доходы, которые могут образоваться у бюджетного учреждения в результате осуществления платной образовательной, медицинской деятельности и т.д. Кроме того, к числу неналоговых доходов от оказания услуг следует относить плату за регистрацию сделок с недвижимым имуществом, которую взимают учреждения юстиции по государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1.
Согласно типовой смете доходов и расходов бюджетного учреждения, утвержденной Министерством финансов РФ в 1999 г., к доходам бюджетного учреждения относятся: доходы от реализации производимой продукции (работ, услуг); поступления за выполнение социально-творческих заказов; поступления от платных форм культурной деятельности; поступления от проведения работ, мероприятий (оказание услуг) по договорам с юридическими и физическими лицами.
3. Средства, полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, административной и уголовной ответ
ственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации,
а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненно
го Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным об-
СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; Российская газета. 2001. 17 апр.
442 Глава 21. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований
разованиям, и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Так, ст. 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что 50% от суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, зачисляются в федеральный бюджет, остальные 50% зачисляются в соответствующие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
4. Доходы в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств), полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы России, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов1.
5. Иные неналоговые доходы. Например, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам (ст. 45 БК РФ). Кроме того, как прочие неналоговые доходы следует рассматривать доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 43 БК РФ). В частности, это средства от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности2.
Помимо отмеченного, для федерального бюджета «иными неналоговыми доходами» являются доходы от внешнеэкономической деятельности (ст. 51 БК РФ).
1 См. гл. 8 настоящего учебника.
2 См. Указ Президента РФ «О распределении средств, поступающих от про
дажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в госу
дарственной собственности, или права их аренды» от 5 марта 2001 г. // Россий
ская газета. 2001. 20 марта.
|
|
Глава 21. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований 443
Неналоговые доходы бюджетов имеют много общего с налоговыми доходами. Их перечень, как и налоговых доходов, дан в законодательных актах — БК РФ, НК РФ. Кроме того, правовой режим уплаты в бюджет неналоговых доходов почти всегда определен законодательными актами. Применительно к большинству неналоговых доходов таким актом является ГК РФ. Именно в нем определен режим арендной платы, купли-продажи, залога, доверительного управления и т.д'. В других случаях к числу таких нормативных актов относятся КоАП, УК РФ и др.
Вместе с тем, по многим другим показателям неналоговые доходы существенно отличаются от налоговых. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Так, на добровольных началах размещаются государственные и муниципальные ценные бумаги, привлекается благотворительная помощь и т.д. В ряде случаев неналоговые доходы формируются за счет обязательных платежей (например, в соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год»1). В нормативных актах устанавливается и возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Например, принудительно взыскиваются компенсации за ущерб, причиненный государству или муниципальному образованию. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направлен-^ ность расходования поступивших средств, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого платежа.
Кроме названного, неналоговые доходы отличаются от нало
говых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей
участников финансовых правоотношений, складывающихся в
связи с уплатой и перечисления в бюджетную систему ненало
говых доходов. У неналоговых доходов, как правило, не опре
деляются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие
элементы налогового обложения. Поскольку большинство не
налоговых доходов не имеют фискально-систематического ха
рактера, то они твердо не планируются в доходной части бюд
жета. /
|
|
Российская газета. 2001.15февр.
444 Глава 21. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований
Порядок уплаты неналоговых доходов регламентируется комплексом нормативных правовых актов, являющихся источниками не только финансового права. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества, а взимание отдельных штрафных санкций — административным, гражданским, уголовным, арбит-ражно-процессуальным, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным кодексами. Большинство неналоговых доходов образуются в результате гражданско-правовых отношений, но, являясь доходами государства (муниципальных образований), относятся к финансово-правовым категориям. Например, доходы от продажи, от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества поступают в бюджет в результате реализации гражданско-правовых отношений между покупателем или арендатором и государством, выступающим в качестве продавца или арендодателя.
В составе неналоговых доходов значительный удельный
вес занимают административные платежи и штрафные санк
ции. Причина этому - бюджетный дефицит, который вы
нуждает государственные и муниципальные органы увеличи
вать доходы бюджетов за счет применения административных
мер.,
В советское время важным неналоговым источником дохода государства были лотереи. Однако в связи с развитием рыночной экономики государство утратило монопольное право на проведение лотерей. Так, согласно Указу Президента РФ от 19 сентября 1995 г., государственные предприятия спортивных лотерей, находящиеся в федеральной собственности, преобразованы в открытые акционерные общества. При этом все акции созданных таким образом акционерных обществ подлежат внесению в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские лотереи»1. В настоящее время государство осуществляет лицензирование деятельности по организации и проведению лотерей2, определяет порядок уплаты, размер регистрационного сбора и квоты его распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъек-
" х СЗРФ. 1995. №39.Ст. 3755. 2 См. ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857; Российская газета. 2001. 4 янв.
Глава 21. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований 445
тов РФ1, а также облагает налогами организации, занимающиеся лотерейной деятельностью2. Выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей, независимо от их отраслевой специфики, а также их регистрация осуществляются Министерством финансов РФ. Постановлением Правительства РФ «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» от 13 августа 1997 г.3 в целях пополнения доходов федерального бюджета Министерству финансов РФ предписано начиная с 1997 года проводить Всероссийскую государственную лотерею. Однако только в федеральном бюджете на 1999 г. были запланированы в качестве неналоговых доходы от проведения подобной лотереи в размере 500 млн руб.4
В качестве потенциально возможного доходного источника лотереи могут использоваться для покрытия расходов на реализацию федеральных и региональных программ развития физической культуры и спорта5, на реализацию государственной политики в сфере санаторно-курортного дела и туризма6, на поддержку малого предпринимательства и создание конкурентной среды7 и т.д.
Несколько более активно лотереи используются для пополнения бюджетов субъектов РФ. Например, в Татарии в 1996 г. проводилась денежно-вещевая лотерея с целью мобилизации финансовых средств на восстановление памятников истории и архитектуры; в Воронежской области в 2000 г. проводилась областная благотворительная лотерея в целях выполнения социальных программ и получения дополнительных источников финансирования, направленных затем на поддержку малообеспеченных
1 См. Указ Президента РФ «Об упорядочении лотерейной деятельности в
Российской Федерации» от 19 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 3754.
2 См. письмо Госналогслужбы РФ и Министерства финансов РФ «О налого
обложении организаций, занимающихся организацией и проведением лотерей» от
б июля 1998 г. // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бух
галтерскому учету. 1998. № 8.
3 СЗ РФ. 1997. № 36. Ст. 4167.
4 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1093.
5 См. ст. 4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Россий
ской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.
6 См. постановление Правительства РФ «О программе социальных реформ в
Российской Федерации на период 1996—2000 годов» от 26 февраля 1997 г. // СЗ
РФ. 1997. №10. Ст. 1173.
7 См. постановление Правительства РФ «Вопросы Федерального фонда под
держки малого предпринимательства» от 12 апреля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 16.
Ст. 1901.
446 Глава 21. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований
семей1; в Саратовской области в 1997 г. проводилась благотворительная лотерея «200 лет Саратовской губернии»2 и т.д.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение неналоговых доходов.
2. В каком нормативном акте дан перечень неналоговых доходов?
3. Какие виды неналоговых доходов существуют?
4. Чем неналоговые доходы сходны с налогами?
5. В чем различие между неналоговыми доходами и налогами?
1 См. постановление главы администрации Воронежской области «О прове
дении областной благотворительной лотереи «Семья и дети» от 17 января
2000 г. // Коммуна. 2000. 2 февр.
2 Распоряжение губернатора Саратовской области «О проведении в 1997 году
тиражной благотворительной лотереи «200 лет Саратовской губернии» от 25 июля
1997 г. - содержится в компьютерной базе данных «Консультант—Регион».