Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Преподаватель называет тему для синквейна. Каждому студенту дается 5 минут, чтобы написать свой синквейн. Далее можно объединить учащихся в пары, с тем, чтобы они озвучили и обсудили свои синквейны. Можно обнародовать синквейны сразу на группу или на всю аудиторию.
Правила написания синквейна:
1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема.
2. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными.
3. Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета.
4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме.
5. Последняя строка – это синоним темы, подчеркивающий ее суть.
Потенциал: является «простейшей» стихотворной формой: тренирует способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные слова для выражения своей мысли, позволяет в художественной (личностной, творческой) форме «удержать», воспроизвести содержание занятия; тренирует навык различения смыслов.
Чтение с остановками (Осмысление)
Предварительно учитель делит текст на несколько частей. Основания такого деления могут быть разные. Текст делится на сюжетные эпизоды (события). Процесс чтения дробится: от остановки до остановки. Перед чтением преподаватель может задать вопрос: «О чем будет текст?» Свои прогнозы учащиеся основывают только на знании заглавия. Далее читается первый фрагмент. После этого преподаватель может спросить о том, чьи прогнозы оправдались, а чьи нет, и что будет дальше. Желательно все время следить за тем, чтобы ученики «не уходили» от текста, не фантазировали, а интерпретировали уже имеющиеся в тексте знаки и смыслы. Затем читается следующий фрагмент, делается остановка - и так до конца текста.
Потенциал: дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста; дают материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста; организует процесс параллельного обсуждения текста и собственного его восприятия; позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным.
Из опыта работы
Урок литературы, 5 класс.
Тема: Понятие о драме как роде литературы.