Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
|
|
Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности,— проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т. П.
Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т. Д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств и т. П.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
|
|
. Методы финансовый контроля. Ревизия как основной метод финансовый контроля.
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. Д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.
Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).
При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы. И т. П. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.
На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности
11.Органы фин. контроля:
Органы общей компетенции осуществляю не только фин. деятельность, но и другие
Органы специальной компетенции.
Счетная
Мин. Фин. РФ
Министерство ПО налогам и сборам -
ЦБ РФ -
МВД РФ -
Гос. таможенные комитеты –
Счетная палата – этот орган подконтрольный, создан Федеральный Собранием РФ. Председатель назначается Гос. Думой, а заместитель – Советом Федерации. Кроме того, в этой палате есть 12 аудиторов: 6 - назначается Гос. Думой, 6-Федеральным Собранием.
Аудиторам подконтрольны штатные работники и инспекторы.
СчП РФ дает обусловленную оценку законов, а именно фин. обеспеченности. Имеет право контролировать субъектов хозяйствования, полученные бюджетные средства, она контролирует движение фин. средств ПО счетам ЦБ РФ.
|
|
ПО итогам контроля она имеет право принять предписание или внести представление о приостановлении операций ПО счетам соответствующих субъектов, которое должно быть утверждено Гос. Думой.
Мин. Фин. РФ – это орган исполнительной власти. Его полномочия:
Разрабатывает федеральный бюджет. Имеет право контролировать всех субъектов права, получения бюджетные средства
Министр финансов имеет право осуществлять секвестр расходов (сокращение расходов), он имеет право блокировать расходы и т.д.
Разрабатывают налоговую политику государства
Осуществляют методическое руководство бухгалтерским учетом
Лицензирует и аттестует аудиторскую деятельность, кроме банковской
Лицензирует страховую деятельность.
ЦБ РФ. Цели деятельности ЦБ РФ:
1. защита и обеспечение устойчивости рубля
2. развитие и укрепление банковскую S
3. обеспечение эффективного функционирования платежной S
Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ.
Функции ЦБ РФ:
Разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ
Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличные денежные обращения
Является кредитором для кредитных организаций и устанавливает ставку дефиниция
Устанавливает правила осуществления расчетов
Устанавливает правила проведения банковских операций
Осуществляется обслуживание счетов, бюджетов всех уровней
Управляет золото-валютными резервами банка РФ
Регистрирует кредитные организации
Выдает лицензии на осуществление банковских операций
Осуществляет валютное регулирование и контроль
Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской S
Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют ПО отношению к рублю и другим.
Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:
|
|
— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;
— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках;
На Министерство финансов Российской Федерации возложен финансовый контроль за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации». В связи с этим Министерство вправе проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства Российской Федерации; проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать расходование бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям.