Предварительные итоги

Христианские истоки Ницше — во всепог­лощающем его стремлении увидеть мировую историю в целом и постичь ее смысл. Но хри­стианское содержание этого стремления утраче­но для него с самого начала, ибо с самого начала мировая история для него — не выражение Бо­жества; она целиком предоставлена самой себе. Точно так же отсутствует христианское начало и в одной их краеугольных идей христианства, также ставшей главной идеей Ницше, — в идее человеческой греховности, ибо этот человек не имеет больше никакого отношения к Богу. Ли­шается своего основания и безусловное стрем­ление к истине, ибо оно держалось на том, что истины требовал Бог. Вот почему Ницше всякий раз отрекался от того, что сам же с такой стра­стностью утверждал: от единства мировой исто­рии, от представления о греховности — "неудач-ности" — человека, от самой истины; мысль его без конца кидает из крайности в крайность.

[71]

И при всем этом: при том, что корни его мышления и сами импульсы, побуждающие его мыслить, лежали в русле христианской тради­ции, — никогда, ни на одно мгновение не было для него пути назад, к восстановлению или "об­новлению" христианства.

Нам остается только вопрошать его самого: "Куда же ведет его путь?" — и на наш вопрос мы услышим два ответа, лежащих в основании всех ницшевских размышлений.

Первый ответ содержится уже в том неслы­ханном, жутком отрицании, которое Ницше ре­шился довести до конца — отрицании всякой морали и всякой истины. И мораль, и истина сами осознают себя как производные от христи­анской моральности и стремления к правде; и потому сами они отныне не могут не обнару­жить своей беспочвенности. Вновь и вновь твер­дит об этом Ницше с непревзойденной энергией убеждения.

"Критика моральности есть высшая ступень моральности" (XI, 35). Поскольку "чувство ис­тины есть одно из... самых могучих проявлений морального чувства" (XI, 35), постольку мораль — через его посредство — "сама надевает себе на шею петлю, которой суждено ее удавить: само­убийство морали есть ее собственное последнее моральное требование" (XII, 84). Сомнение во всякой истине само есть акт стремления к ис­тине. Сегодня, когда происходит "внушающая благоговейный ужас катастрофа: крах двухтыся­челетнего воспитания человека в стремлении к истине, ибо оно в конце концов принуждено за­претить ложь веры в Бога", — сегодня стал не­избежен и последний шаг: христианское исти-нолюбие, веками делавшее вывод за выводом, сделает свой последний и главный вывод против самого себя, поставив вопрос так: "Что означает

[72]

вообще всякая воля к истине?" (VII, 480-482). Ницше может сказать, что так оно и должно быть: "Все великие вещи губят себя сами, совер­шая акт самоснятия" (VII, 481).

Вершина отрицания — триумфальный тезис Ницше, который он гордо водружает на разва­линах: "Ничто не истинно, всё позволено". Од­нако и этот знаменитый тезис не лишен неко­торой двусмысленности.

С одной стороны, с этим тезисом Ницше словно проваливается в яму. Он осознает Ничто своей эпохи как собственное, а собственное Ни­что — как эпохальное. В этом радикальном без­различии ко всякой значимости, в этом отчая­нии, столь блестяще у Ницше выраженном, кро­ется колоссальная притягательная сила для всех лишенных веры, независимо от того, куда эта сила их приведет: к разнузданной раскованности всех случайных порывов, или к отчаянной вере, обратившейся против собственного Ничто, к фанатизму ради фанатизма — "лишь бы за что-нибудь ухватиться".

С другой стороны, разрушительному смыслу этого тезиса можно противопоставить совсем иное толкование: быть может, этот тезис лишь освобождает место для развития изначальней-ших, подлиннейших возможностей, заложенных в человеке. Захлестнутая хаосом и сопутствую­щим ему фанатизмом канет в пучину ненави­стная Ницше "слабость", а на место ее встанет победитель — "нигилизм силы", силы, способ­ной вынести бесконечную даль Объемлющего, не нуждающейся в подпорках ложного абсолю­тизирования конечных объективностей — зако­номерностей и законов. Все это ей не нужно, ибо из глубочайших оснований Объемлющего ей от­крывается — всякий раз исторически конкрет­ное, однако озаренное покоем вечности, — то,

[73]

что истинно, и то, что нужно делать; или иначе: это сила, в которой человек даруется самому се­бе в своем самобытии.

Именно так, мне кажется, я вправе охарак­теризовать второй ответ, данный Ницше на воп­рос: "Куда?" (после радикального отрицания). Мысль Ницше есть постоянное саморазруше­ние, ибо ни одна истина не может сохранить в ней устойчивости, и в конце ее всегда обнару­живается Ничто; однако воля Ницше направлена в прямо противоположную сторону — против нигилизма: она ищет в пустом пространстве че­го-то позитивного. Его второй ответ — это на­бросок нового мировоззрения, которое должно прийти на смену христианству, не отметая его в сторону и не забывая его, но как его наследник, превзойти христианство с помощью того вы­сшего ранга человеческого бытия, которое хри­стианство же и вырастило; именно это новое ми­росозерцание должно придать тезису: "Ничто не истинно; все позволено", — иной смысл, превра­тить его в новую, небывало глубокую истину.

Однако in concrete этого второго ответа у Ницше все-таки нет, и потому нам придется ставить новые вопросы: не сворачивает ли Ниц­ше, не в силах осуществить свою собственную идею, всякий раз снова на путь первого ответа — к безграничному отрицанию, к отчаянному, безоговорочному утверждению, к пророческому фанатизму, к разнузданию всякого произвола, инстинкта, насилия? не превратился ли он — он, стремившийся к высшему, жажадавший невоз­можного, — против воли в некую силу, желаю­щую спустить с цепи всех кроющихся в нас бе­сов? или, может быть, как раз все это лишь сби­вающая нас с толку, соблазнительная види­мость, передний план, за которым кроется что-то иное?

[74]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: