Механизм исцеления стресса физической культурой

Каждый, кто прибегал к таким приемам (ходьбе, лучше быстрой. –А.О.), убеждался: наступал покой, так как движение мышц ведет к тому, что "съедаются лишние эмоции". В.Штабцов

Авиценна (1951), А.А.Мартынов (1985), Б.А.Воскресенский (1987), П.Брегг (1988), В.Леви (1988) и др. лечебный эффект физических упражнений объясняют улучшением кровообращения, дыхания и обмена веществ.

По мнению Д.С.Эверли и Р.Розенфельда (1985), обоснованном на глубоком анализе данных литературы, улучшение функционального состояния главных систем жизнеобеспечивания под влиянием физической культуры помогает организму успеш­но противостоять интенсивному стрессу.

Регулярные физические нагрузки (ходьба, бег, подвижные игры и т.д.), по суждению А.А.Мартынова, мобилизуют резервные силы организма, способствуют улучшению кровоснабжения сердечной мышцы и мозга, замедляют раз­витие атеросклерозаи тем самым повышают устойчивостьсердечно-сосудистой системы и ЦНС к различным неблагоприятным воздействиям среды, включая эмоциональное перенапряжение (1985).

В.С.Новиков и Р.А.Дмуховский утверждают,что регулярные фи­зические тренировки улучшают кровоснабжение мозга, расширяют функциональные возможности нервной системы на всех её уровнях, нормализуют процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физи­ологической деятельности мозга (1987).

Интересен взгляд Г.Селье на механизм "мышечной радости" представителей интеллектуального труда: "Возложив на мускулатуру ту нагрузку, которая была первоначально возложена на интеллект, мы не только позволяем мозгу отдохнуть, но избегаем волнений и тре­вог из-за перерыва в работе. Стресс, падающий на одну систему, помогает отдохнуть другой" (1982, с.67).

Существует ряд "биохимических" гипотез, объясняющих механизм благотворного влияния физической культуры на психическое, морально-этическое состояние. Согласимся с профессором Ю.С.Николаевым, что "прекрасный способ создать хорошее настроение – это заниматься любой физической деятельностью", дарующей, как говорил И.П.Павлов, "мышечную радость" (1987, с.66); с профессором В.Н.Васильевым, что избыточные эмоции "сгорают" в работающей мышце (1984); с профессором Ю.П.Лисициным с соавт., которые лечебный эффект физической культуры связывают с усилением процесса обмена веществ, что и "способствует обновлению ткани" (1985, с.41).

Я.Л.Лупьян эффективность мышечной нагрузки объясняет тем, что накопившиеся за время стресса активные вещества как бы нейтрализуются, "сгорают" и таким образом "удар" по сосудам и внутренним органам отводится во вне. Однако Я.Л.Лупьян подчеркивает: нагрузка должна быть посильной, и, желательно, чтобы она сопровождалась положительными эмоциями. В этом смысле хороши игровые виды физкультуры – теннис, городки, волейбол (1986).

А.А.Мартынов такие разрушительные эмоции, как гнев, ярость, обида, злость, рекомендует "разряжать" интенсивной мышечной нагрузкой (бег, волейбол, езда на велосипеде и пр.), ибо при этом сгорят излишние адреналин, сахар и холестерин (1985).

Кеннет Купер считает, что, вероятнее всего, улучшение обмена веществ в результате физической нагрузки помогает нейтрализовать повышенную секрецию адреналина. Физические упражнения в этом слу­чае помогают организму вернуться к состоянию химического равновесия.

Ощущение счастья и даже эйфории, которые испытывают многие при занятиях бегом и другими аэробными упражнениями, К.Купер свя­зывает и с усиленным выделением специфических гормонов, называемых эндорфинами. Эти морфиноподобные вещества вырабатываются гипофизом, большое их количество выделяется при напряженной физи­ческой активности. В результате нескольких исследований, проведенных шотландскими и английскими специалистами в середине 70-х го­дов, было выявлено строение молекулы эндорфина и установлена связь между ощущениями счастья и эйфории и выделением эндорфинов во время и после физической работы, это ощущение может явственно испы­тываться в течение получаса - часа и даже больше.

Поскольку эндорфины - морфиноподобные вещества, то они также создают обезболивающий эффект. В сравнимых дозах, утверждает Купер, они могут быть почти в 200 раз эффективнее морфия. Присутствием эндорфинов в организме автор объяснил случай, когда футболист, сломав ногу в начале тайма, сыграл до его конца, не заметив, что у него перелом. Сообщает К.Купер и об опыте психиатров. Они рекомендуют физические упражнения в качестве антидепрессанта, так как "при депрессии уровень эндорфинов зачастую слишком низкий. В таких ситуациях физическая активность помогает его поднять, выполняя роль прекрасного природного транквилизатора" (1987, с.78-79).

Профессор В.Зациорский, ссылаясь на большое количество экспериментальных данных, также подтверждает, что улучшение самочувст­вия при физической культуре связано с усиленной продукцией эндорфинов, благотворно влияющих на психическое состояние человека (1988).

Исследуя механизм целебного эффекта регулярно повторяющихся физических упражнений, Ю.Ф.Змановский констатировал, что "при этом увеличивается продукция нейропептидов - особых веществ, играющих важную роль в прояв­лениях психических и других функций".

Автор, изучая роль нейропептидов на эффектах бега, доказал, что они оказывают благотворное воздействие не только на психику, но и на все физиологические системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную и др.

"Они, - акцентирует автор, - эффективно влияют на все психические функции, на деятельность эндокринных желез. Именно у любителей бега выявлено увеличенное количество в тканях мозга нейропептидов, способствующих развитию положительных эмоций, повышающих работоспособность и улучшающих сон" (1987, с.15-16).

Вместе с тем, Ю.Ф.Змановский отдает должное с научных позиций лыжным прогулкам, бегу на коньках, плаванию, баскетболу, ручному мячу, теннису, гимнастическим упражнениям, ритмической гимнастике, туристическим походам и т.д.

О.С.Копина снятие нервного напряжения, тяжелого стресса физической нагрузкой объясняет выработкой не только эндорфинов, но и энкефалинов (отличающихся от эндорфинов большей величиной молекул. – А.О.), обладающих свойством повышать настроение, жизненный тонус, легче переносить разного рода стрессы (1989).

Таким образом, мудрость человека разумного (homo sapiens) подтверждает величайшую роль физических упражнений в защите его от разрушительного действия стрессоров. Не могу не согласиться с мнением хорошо образованного, с прогрессивными взглядами князя Б.Куракина, который в 1705 году записал основной рецепт от душевных недугов: "Печаль и скуку пресекать, мышцы ежедневно упражнять" (Цит. по: Эвенштейн З.М., 1987, с. 123).

Не могу не согласиться и с мудрым нашим современником, солнечным долгожителем, известным ученым, хирургом Н.М.Амосовым. Он исповедуется: "Физкультура! Она возвратила мне все – сердце, гибкость, выносливость! И главное, работоспособность. Быть может, самое дорогое из всего, чем живет человек" (Цит. по: Тигранян Р.А. М., 1988, с. 155).

Так, последуем же и мы с вами, коллеги, примеру и зову мудрых, "старых мастеров", глубоко познавших искусство жизни (ars vitaе!).

ЛИТЕРАТУРА

Авиценна. Канон врачебной науки. Ташкент, 1951.

Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. Киев, 1984.

Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. Киев, 1987.

Воронцов В. Симфония разума. М., 1957.

Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и

молодежи. М., 1987.

Гудкова И. "Считаю, что достиг цели". Мед. газ., 1988, 12 августа.

Дезами Т. Кодекс общности. М., 1956.

Зациорский В. Верная формула три на три. Правда, 1988, 18 января.

Каримова Д.Ю. Здоровье, счастье, красота. Казань 1989.

Купер К. Новая аэробика. М., 1979.

Купер К. В кн.: Искусство быть здоровым. М., 1987, № 1.

Леви В. Везет же людям. М., 1988.

Леви В. Разговор в письмах. М., 1982.

Лупьян Я.Л. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск, 1986.

Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания или наука о бабичьем деле. СпБ, 1786.

Мартынов А.А. Помогите сердцу. Петрозаводск, 1985.

Николаев Ю.С. Резервы духа. В кн.: Искусство быть здоровым. М., 1987, № 1.

Орлов А.Н. Исцеление стресса трудом и физической культурой, «мышечной радостью». Красноярск, 1996.

Платон. Протагор. В кн.: Сочинения. Т. 1. М., 1968.

Прокопович Ф. Духовный регламент. М., 1804.

Телешевская М.Э. Учитесь властвовать собой. Л., 1973.

Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М., 1988.

Уэллс Г. Машина времени. М., 1974.

Френкин А. Этика физической культуры. М., 1963.

Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. М., 1988.

Шенкман С. Мы – мужчины. М., 1980.

Шурыгин Д.Я. с соавт. Ожирение. М., 1980.

Эвенштейн З.М. Здоровье и питание. М., 1987.

Эверли Д.С., Розенфельд Р. Стресс, природа и лечение. М., 1985.

Яровинский Л.Я. Лекции по курсу "Медицинская этика" (биоэтика). М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: