Финансовый анализ – часть общего, полного анализа хозяйственной деятельности и состоит из двух видов анализа:
- внешний анализ, проводимый по данным финансовой отчетности;
- внутрихозяйственный анализ – по данным бухг-го, налогового, оперативного, статистического учета и отчетности и другим источникам.
Особенности внешнего финансового анализа:
- множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность;
- как следствие предыдущего фактора - ограниченность задач анализа;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерского учета, приобретает характер внешнего анализа или классического анализа.
Особенности внутрихозяйственного анализа:
|
|
- ориентация результатов анализа на руководство предприятия;
- использование всех источников информации для анализа;
- отсутствие регламентации анализа со стороны;
- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Наиболее важными приемами финансового анализа является:
- чтение отчетности – простое ознакомление с отчетностью, позволяющее сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложения, основных источниках полученной прибыли и денежных средств в отчетном периоде, применяемых методах учета, организационной структуре предприятия и т.д.
- Горизонтальный анализ – позволяет определить абсолютные и относительные отклонения различных статей отчетности по сравнению с предшествующими периодами
- Вертикальный анализ - проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей в общем итоговом показателе, принимаемом за 100%.
- Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100% (базисные индексы динамики);
- Коэффициентный анализ, суть которого заключается в расчете соответствующего показателя для сравнения с какой-либо базой. Данный метод позволяет а) достаточно быстро оценить финансовое положение компании; б) исключить влияние инфляции.