Государственная собственность в экономике развитых странах

Степень огосударствления производства и объем государственного сектора значительно отличаются по странам. К примеру, в КНР государственный сектор обеспечивает более половины валового общественного продукта. Доля государственной собственности в Италии составляет 39-42%, в том числе в промышленности преобладает 30% государственной собственности. Во Франции государственные предприятия производят треть ВНП.

Основными факторами исторического роста государственной собственности в экономике развитых стран выступали и выступают национальная оборона и войны, инфраструктурное обеспечение процессов в макроэкономике, увеличение народонаселения, урбанизация, эгалитаризм, а также проблемы окружающей среды.

Государственная собственность охватывает отрасли, которые оставляет ей частный сектор. В первую очередь, это отрасли, где отдача или невелика, или наступает в течение нескольких десятилетий. Это малорентабельные и капиталоемкие звенья социальной и производственной инфраструктуры: транспорт, энергетика, связь, сферы здравоохранения и образования.

Также сюда можно отнести и деятельность правительства по «оздоровлению» отраслей, которые пережили кризис, или активизации экономики в целом (к примеру, национализация убыточных отраслей и компаний или таких отраслей, для которых необходимо ускоренное развитие с целью роста конкурентоспособности негосударственного сектора). Государственное вмешательство распространяется на безопасность и национальную оборону, а также на поддержание экологической безопасности.

Государственное предпринимательство и государственный сектор опираются на государственную собственность.

В течение всей мировой истории развития стран государственная собственность при каждом политическом режиме и общественном строе служит одной из основных опор правительства и составляет основную часть государственного управления. Она позволяет государству выступать в роли самостоятельного субъекта экономических правоотношений с иными государствами. Это своего рода гарант соответствующих договоров и соглашений.

Удельный вес государственной собственности в национальном богатстве варьируется от 20% в США до 35% в Италии. В Японии на государственные предприятия приходится более 10% основных средств и около 9% занятого населения в народном хозяйстве.

В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере в разные периоды входили земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, военные объекты, электроэнергетика, транспорт, связь, телеграф и телефон, почта, автомобильные и железные дороги, авиакомпании и т.д.

Базой применения государственной формы собственности являются те сферы экономики, в которых велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в интересах общественности.

Факторами, которые способствуют распространению государственной собственности, являются дезорганизации или устойчивые нарушения функционирования рынков (в том числе в ходе монополизации, разрух и военных потрясений), слабость частного капитала внутри страны, военно-стратегические и политические мотивы.

Основную долю в государственной собственности занимают государственные компании. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий, среди которых можно выделить:

1. собственные государственные компании, которые находятся у государственных органов управления под непосредственным и прямым контролем;

2. публичные корпорации, именуемые в США правительственными корпорациями, а во Франции — национальными обществами.

В последнее время широкое распространение получают предприятия смешанных частно-государственных фирм, в которых государству принадлежит часть акций компании или же ее контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора закрепляет за собой право связать эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором.

При анализе роли государственных компаний основным вопросом является эффективность их деятельности. Ответ на данный вопрос весьма неоднозначен. Сравнительный анализ стоимости государственных и частных услуг, который был проведен немецким экономистом Э. Хамером на примере 300 компаний, продемонстрировал, что частное производство на 30-50% экономичнее государственного производства. В Великобритании стоимость частных услуг ниже стоимости государственных на 30-40%, а в США стоимость ниже на 30%.

По мнению же английских исследователей Д. Миллуорда и Д. Паркера, результаты многочисленных обследований не подтверждают тезис, согласно которому частное предпринимательство всегда и везде более эффективно, чем государственное.

При анализе эффективности деятельности компаний, которые принадлежат государственному сектору, рекомендуется учитывать ряд обстоятельств:

1. исполнение ими общественных обязательств;

2. монопольное положение их в отдельных областях экономики;

3. обеспечение финансовой поддержки со стороны правительства;

4. методы управления государственными компаниями.

Некоторые исследователи связывают низкую рентабельность отдельных государственных компаний с тем, что они «несут» разного рода социальные обязательства. В развитых странах государственным компаниям диктуются размеры инвестиций для оказания содействия по линии регулирования конъюнктуры.

Широко распространена практика занижения цен на продукцию национализированных компаний, которая преследует цель оказания поддержки частному бизнесу и определенным слоям населения. С другой стороны, государственные компании используются иногда в качестве источника аккумуляции государственного бюджета. На ряд товаров правительством страны фиксируются повышенные цены, а дополнительную прибыль, которая извлекается в связи с такой практикой, изымают в бюджет. К примеру, в Великобритании казначейство зачастую вынуждало государственную электроэнергетику, газовую промышленность и водоснабжение фиксировать цены выше уровня, который менеджмент отрасли считало рациональным.

Тот факт, что государственные компании действуют на рынке за счет бюджетных средств, имеет и негативное проявление. Государственные компании ограничены в заемных операциях на рынке частного капитала, и размеры капитальных вложений зависят от состояния государственных финансов, которых порой не хватает. С другой стороны, широкое использование средств государственного бюджета формирует у компаний иждивенчество, лишает их стимулов к эффективной деятельности.

Оказывают влияние на эффективность деятельности компаний и методы управления. Если на частнокапиталистические компании правительство страны воздействует за счет экономических рычагов, то в отношении государственных используются директивные указания. Оптимальному хозяйствованию противоречит не сама по себе государственная собственность, а порочные формы ее функционирования. Данной точки зрения придерживался известный экономист В. Парето. И подтверждением тому, что и государственные компании могут быть эффективны, является деятельность таких концернов, как «Рено» (Франция), «Альфа-Ромео» (Италия), «Бритиш-пейлэнд» (Англия) и др.

Сейчас во многих развитых странах наблюдается сокращение доли государственной собственности. Причина — потребность снижения бюджетных расходов на административные цели, рост стимулирования и эффективности конкурентоспособности отраслей, которые находятся под непосредственным контролем правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: