Заключение

В состав государственной собственности входит все имущество, которое принадлежит государству и ее субъектам на праве собственности.

В экономике стран государственная собственность занимает важное место. Она обеспечивает устойчивое воспроизводство общественного капитала, позволяет правительству страны сохранять независимость в отношениях с зарубежными и национальными субъектами собственности, обеспечивает деятельность капиталоемких отраслей, а также является гарантом безопасного хозяйствования на рынке всех субъектов собственности внутри страны в случае экономического кризиса.

При оценке роли государственной собственности основным вопросом является эффективность ее функционирования. Мнения экономистов разнятся на этот счет. Одни считают, что в развитых странах частное производство является экономичней в два раза, чем государственное, другие — напротив, считают государственное производство более эффективным.

Государственные предприятия в некоторых развитых странах используются как источники средств пополнения бюджета страны. Государством на ряд товаров устанавливаются завышенные цены, в результате чего дополнительную прибыль изымают в бюджет.

Для современного этапа развития мировой экономики характерны глубокие коренные преобразованиями во всех областях общественной жизни и, в первую очередь, кардинальными изменениями экономических основ жизнедеятельности общества, которые обуславливают образование новых, общественных систем смешанного типа.

Основную роль в данных преобразованиях играет трансформация отношений собственности, в частности государственной. Ранее доля государственной собственности в общей структуре значительно возросла в промышленно развитых странах. В итоге государство превратилось в крупного собственника и усилило роль регулятора в хозяйственной жизни общества. Это оказало неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие, особенно в условиях глобального кризиса, когда развитым странам необходимо было реструктуризировать экономику.

За последние годы практически во всех развитых странах сокращаются доли государственной собственности. Побудила к данному процессу потребность снижения бюджетных затрат на административные цели, рост стимулирования и эффективности конкурентоспособности отраслей, которые находятся под непосредственным контролем правительства, а также сокращения затрат на государственное управление на базе ликвидации изживших себя административных структур.

Деятельность государственной собственности осуществляется только за счет бюджетных средств, что, в свою очередь, имеет негативное проявление. Они ограничены в заемных операциях на рынке частного капитала, и объемы капитальных вложений зависят от состояния государственных финансов, которых порой не хватает. С другой стороны, широкое использование средств государственного бюджета порождает у предприятий иждивенчество, лишает их стимулов к эффективной деятельности.

В России степень государственного участия в разных секторах экономики неодинакова. Наиболее сильные позиции государства оказались в транспорте, судостроении, производство космических аппаратов, добыче газа, электроэнергетике, телевидении и добыче нефти.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочная правовая система [Электронный ресурс] (www.zakonrf.info).

2. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. «Система государственного управления»: Кн. 1. «Управление и право». – М.: ГУУ, 2014.

3. Балацкий Е.В., Конышев В.А. Российская модель государственного сектора экономики М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2013.

4. Государственная собственность в экономике России и других стран: вопросы истории и теории / под ред. В.Н. Черковца. – М.: ТЕИС, 2014.

5. Новрузов Р. Об эффективности управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. – 2014.

6. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / 2013.

7. Отчет о деятельности за 2013 год / 5. Совершенствование учета и мониторинга использования федерального имущества [Электронный ресурс](http://rosim.ru/addons/report2013/5/5_2).

8. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

9. Маслова С.В. Надзор за управлением и распоряжением федеральной собственностью // Законность. 2014.

10. Григорьев В.В. Острина И.А. Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью. Учебно-практическое пособие. М.: Дело 2014.

11. Елшина И.С. Роль государственной собственности в формировании сбалансированных рыночных отношений // «Державинские чтения» 2014.

12. Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (Методологический аспект) // Экономист. - 2013.

13. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» Издательство «Экмос», 2014.

14. Колесов Н.Д., Лоскутов В.И., Салихов Б.В. Собственность как экономическая категория, или о недостаточности дидактической единицы «собственность и хозяйствование». Вестник МГТУ, т.6, № 2, 2014.

15. Государственная собственность в экономике России и других стран: вопросы истории и теории / под ред. В.Н. Черковца. – М.: ТЕИС, 2013.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: