Кейс 9. Заложники низких цен

С 2008 по 2010 гг. правительство Саратовской области ограничивало цены на проезд в общественном транспорте. Вплоть до 2007 года цены на проезд росли пропорционально повышению стоимости электроэнергии, топлива и других расходных материалов. Затем тарифы «зафиксировали», чтобы экономически поддержать население в кризисный период, и очередное повышение состоялось лишь осенью 2010 года. Стоимость разовой поездки в автобусе, трамвае и троллейбусе подняли с 8 до 10 рублей, в маршрутке с 10 до 12 рублей.

Однако эксперты оценивают эту меру как запоздавшую. Повышать стоимость проезда необходимо было давно, поскольку существенно возросли затраты перевозчиков по всем позициям. Например, уровень заработной платы в отрасли вырос за два года на 40%, стоимость ГСМ – на 15%, запасных частей и расходных материалов – от 20% до 4 раз. В целом по автотранспортным предприятиям области в 2009 году получен убыток в сумме 30 млн рублей (в 2008 году была прибыль – 39 млн руб.). Большинство автотранспортных предприятий оказалось на грани банкротства.

В настоящее время себестоимость транспортных услуг составляет как минимум 16 рублей. Пока же транспортники являются заложниками низких тарифов, ведь это не та сфера, где услугу можно оказывать плохо – Минтранс строго следит, чтобы уровень качества обслуживания оставался высоким, или вообще отказаться от работы. Если ситуация не изменится еще хотя бы полгода, то, как в один голос говорят руководители транспортных компаний, запас прочности исчерпан – заложниками могут оказаться уже не перевозчики, а пассажиры.[13]

Вопросы

1. Как ограничение роста цен на проезд в общественном транспорте отразилось на автотранспортных предприятиях?

2. Каковы могут быть последствия дальнейшего ограничения цен? Проиллюстрируйте графиками спроса и предложения.

3. Существуют ли возможности преодоления сложившейся ситуации? Возможно ли, не повышая тарифы для населения, изменить ситуацию в транспортной отрасли?

Тема 4. Теория потребительского поведения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: