Финансовый контроль

По субъектам:

1. Общегосударственный финансовый контроль

2. Внутриведомственный (ведомственный) финансовый контроль

3. Внутрихозяйственый

4. Независимый финансовый контроль (аудит).

5. Условно можно выделить общественный финансовый контроль. В совке писали что это осуществляют общественные организации. Сейчас считается что он представлен деятельностью Общественной палаты. Может принимать на рассмотрение.

Не всякий финансовый контроль осуществляется в госдуарственных целях.

Государственный и ведомственный – государство.

А другие – виды контроля которые стихийно сложились в частном хозяйстве но они догружен публичными функциями.

Часть вопросов финансов – совместное ведение, часть вопросов федерации, часть – МСУ.

Такое же деление будет – в регионе – свой, в МСУ – тоже самое.

ОБщегосударственный контроль.

Не подчиненных субъектов проверяют. Налоговый – общегосударственный контроль. Равенства нет но и подчиненности прямой нет. Ведомтсвенный контроль – подчиненность. Например в структуре МВД контрольное управление.

Общегосударственный контроль:

1) Парламентский. Сам парламент не проверяет ничего. У него более масштабная цель. Осуществляется когда рассматриваются вопросы бюджета и налогов. Тогда осуществляется. Бюджет – предварительный финансовый контроль. Отчет об исполнении – последующий. Может быть и текущий – например комитет по налогам и сборам может принять на рассмотрение отдельный вопрос.

В основном законодательный процесс.

2) Президентский контроль.

В составе администрации Президента есть структура занимающаяся финансовым контролем. Сам президент не выезжает на налоговые проверки но в составе администрации есть соответствующая структура.

3) Институциональный финансовый контроль.

Дополонительный вопрос на экзамене. Это контроль счетной палаты.

Со сторны специального института. «Государственный аудит». Наиболее независимый подвид финансового контроля. Максимально независим от любых органов власти. Не подчиняется напрямую никому.

ФКЗ «О счетной палате» найти и прочитать он хочет чтобы мы это сделали. Не занимается контролем частного хозяйства. Приходит вслед за бюджетным финансированием. Но т.к. использование налоговых льгот – одно из оснований для проведения проерки то ок.

Не будет рассказывать о ней.

Она не имеет полномочий по назначению наказаний. Не должен совпадать в одном лице субъект выявляющий и привлекающий.

Вопрос о недостаточности полномочий всегда встает. Но всем пох.

4) Правительственный финансовый контроль.

Примерно также задействовано в финансовом контроле как и законодательная власть. Проект закона о бюджете. Предварительный финансовый контроль. Затем правительство рассматривает и направляет законодательной власти.

5) Административнй финансовый контроль.

a) Министерство Финансов. Функции похожи на функциях правительство. Текущее исполнение бюджета, отчет.

· Федеральная налоговая служба. Есть везде управления по субъектам а потом примерно соответствует административно-территориальному делению. Отвечает за сбор налогов. Сама может штрафовать.

· Федеральное казначейство. Приглядвает за расходованием. Исполнение бюджета. Утрированно это квази-банк для госдуарства. Государственных органов предприятий и учреждений. Казенные деньги здесь хранятся, выдаются и собираются. Прослойка. Учет выдачи средств идет. Не просто выдает деньши но осуществляет предварительный финансовый контроль. Изучает платеж, является ли он законным, целесообразным, правильно ли оформлены документы.

Оперативная хозяйственная деятельность от этого несколько страдает. Приносим платежку и казначейство начинает долгие контрольные процедуры. Не сказть что спасает от хищения средств. Только смотрит формально документы и правдоподобно ли там все отражено.

Система не всесильна.

Пресекает лишь мелкие ошибки.

· Росфиннадзор. Две задачи: 1) основная – проверка финансовой дисциплины при расходовании бюджетных средств. Может привлечь к ответственности сам. Если признаки преступления передает материалы. 2) валютный окнтроль

Их задача – не правоохранительная деятельность. А контроль за исоплнением финансовго законодательства. Нет росфинмониторинга (он занимается финансовй разведкой) – борьба с отмыванием денег.

b) Федеральная таможенная служба. Контролирует уплату таможенных платежей.

c) Центральный банк. Орган валютного контроля. Финансовое право перифирийно входят публично равовые нормы о банковско деятельности то необходимо сказать что проверка банков – тожефинансовый окнтроль

В меньших масштабах тоже самое на уровне регионов. Там как правило финансовые региональные органы. Нлоговых служб конечно нет. С казначейтсвами сложнее. Возможны казначесйства региональные и муниципальные. Но это дорого. И нельзя создавать там где субсидии. А т.к. везде субсидии то имеет то что имеем.

Ведомственный контроль.

Потерял свое значение. При Совке был основным. Идея – вся экономика контролировалась государством. Все сосредоточено у госдуарства. Нет частного хозяина есть государство. А предприятие далеко. Получило средства бюджета и потому необходим ведомственный контроль. Государство пыталось обеспечивать финансовую дисциплину сверху донизу.

Сейчас заменитлся административным контролем во многом. Раньше предприятия были приписаны министерствам. А сейчас нет. Поэтому общегосдуратсвенный контроль.

Ведомственный окнтроль – только в военизированной системе – ВС, полиция, исполнение наказаний.

Малоэффективно.

Внутрихозяйственный.

Контроль с собственной бухгалтерской службой. Внутри ЮЛ.

Бухгалтеры – все имущество. Финансовая служба – только денежные средства.

М.б. служба внутреннего аудита.

Эффективность выше чем м ведомственном. Риск рахорится всегда есть. Потом бухгалтер должен следить за всем.

Все комании должны вести финансовую бухгалтерскую отчетность чтобы все могли составить представление о положении дел. В т.ч. акционеры. Часто скрывается правда.

Правда ли в отчетах или нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: