по программе «Воспитание и обучение в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Что изучается?
| Дидактические игры, упражнения, вопросы
| Содержание диагностического задания
| Критерии оценки
|
Уровень знаний детей о видах транспорта
| Дидактическая игра «Транспорт».
Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта
| Перед ребенком картинки с различными видами транспорта.
Задание: разложи картинки по видам транспорта
| 3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок.
2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции.
1 балл - затрудняется в назывании видов транспорта, раскладывает картинки с 5-6 ошибками
|
Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту
| 1. Дидактическая игра «Умные машины» либо «Наши помощники».
Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки.
2. Беседа по вопросам. Материал: сюжетная картина с изображением уютной комнаты, парка, дворика
| 1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий.
2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.
Вопрос:
Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней
| 3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы.
Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице.
2 балла - ребенок называет предметы, облегчающие труд людей на производстве, но затрудняется сделать вывод, обосновать выбор того или иного предмета. Перечисляет предметы, создающие комфорт в быту и на улице, затрудняется ответить на дополнительные вопросы.
1 балл– ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает
|
Осведомленность о себе, родителях
| Беседа по вопросам
| Вопросы:
- Назови свое отчество.
- Дату своего рождения.
- Знаешь ли ты свой домашний адрес? Назови его.
- Назови номер телефона.
- Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей.
- Назови улицу, на которой расположен твой детский сад
| 3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя.
2 балла - ребенок допускает не более 2 ошибок.
1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы
|
Знания о гербе, флаге, Президенте России
| Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?».
Материал: несколько флагов, гербов.
| Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России.
Вопросы:
- Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага?
- Найди среди иллюстраций герб России.
- Как зовут Президента России.
| 3 балла — ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя.
2 балла - ребенок допускает ошибки.
1 балл- ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России
|
Знания о свойствах и качествах предметов
| Беседа по вопросам.
Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.)
| Вопросы:
- Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.)
Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду
| 3 балла- знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий.
2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов.
1 балл - называет материал, но не рассказывает ничего о связях между свойствами и качествами предметов
|
Знания о дорожных знаках и их назначении
| 1. Дидактическое упражнение «Разложи по группам». Материал: запрещающие знаки (въезд запрещен, движение на велосипеде запрещено, движение пешеходов запрещено); предупреждающие знаки (дети, пешеходный переход, дорожные работы); указательные зна ки (место стоянки автобуса, пешеходный переход, велосипедная дорожка); знаки сервиса (телефон, пункт первой медицинской помощи, автозаправочная станция.
2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ о дорожном знаке».
Материал: запрещающие и разрешающие знаки
| 1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам:
1-я группа - запрещающие знаки;
2-я группа - предупреждающие знаки;
3-я группа - указательные знаки;
4-я группа - знаки сервиса
2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение)
| 3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения.
2 балла - ребенок хорошо различает запрещающие знаки. Ошибается в обозначении предупреждающих и указательных знаков.
1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при назывании знаков. Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения
|
Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре
| 1. Дидактическая игра «Одень куклу».
Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды).
2. Дидактическое упражнение «Вспомни знакомые потешки, сказки, пословицы». Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, загадкам, песням, потешкам.
3. Дидактическое упражнение «Знаешь ли ты русские обычаи?».
Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, Осенины). Расписные яйца, маски, предметы народных промыслов, прялки, веретено
| 1. Задание: Одень куклу в народный костюм.
Вопросы:
- Почему ты выбрал эту одежду?
- Как называется эта рубашка?
- Почему эта рубашка называется косоворотка?
- Кто носит такую рубашку? (Сарафан, кокошник, передник, кафтан, лапти и т. д.)
- Чем украшена одежда?
- Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.)
2. Вопросы:
- Какие русские народные сказки ты знаешь?
- Расскажи потешки, которые ты знаешь.
- Загадай загадку к этой отгадке.
- Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.)
3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них.
Примерные вопросы:
1. На какой праздник пекут блины?
2. В какое время года празднуют Масленицу?
3. Зачем сжигают чучело?
4. Почему пекут блины на Масленицу?
| 3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание,
традиции и обряды, называет предметы русского быта.
2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого.
Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.
1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц
|
Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных
качествах; о героях космоса; школе, библиотеке
| 1. Дидактическое упражнение «Первоклассник». Материал: картинки с изображением игрушек, учебных принадлежностей, ранца.
2. Дидактическое упражнение «Библиотека».
Материал: иллюстрация с изображением библиотеки.
3. Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?». Материал: фотографии городских достопримечательностей, герб города
4. Дидактическое упражнение «Космонавтика».
Материал: иллюстрации с изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой
5. Дидактическое упражнение «Земля - наш общий дом».
Материал: глобус
| 1. Задание: рассмотри картинки и собери портфель для школы, называя при этом школьные принадлежности. Объясни, для чего они нужны.
2. Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы:
- Как называют человека, работающего в библиотеке?
- Что ты можешь рассказать о библиотеке?
3. Задания:
-Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб?
- Покажи фотографию въезда в наш город. - Назови и покажи достопримечательности нашего города.
-Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе?
4. Задание:
-Рассмотри иллюстрации и ответь на
вопросы:
- Как называются люди данной профессии?
- Во что одеты космонавты?
- Назови первого космонавта.
- Назови первую женщину-космонавта.
- Какие качества характера должны быть у людей этой профессии?
5.Вопросы и задания:
- Что такое глобус?
- Покажи на глобусе знакомые тебе
континенты.
- Назови знакомые тебе расы людей, проживающих на нашей планете
| 3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле.
Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку.
2 балла — у ребенка имеются представления о школе, библиотеке. Затрудняется в назывании профессий работающих здесь людей. Ребенок называет родной город, его герб, о достопримечательностях города знает немного. Знает, что такое глобус, затрудняется в назывании континентов и рас, знает первого космонавта и их экипировку.
1 балл — у ребенка имеются знания о школе, школьных принадлежностях. Знания о библиотеке не сформированы. Знает название родного города, затрудняется назвать его достопримечательности. Знает, что такое глобус, называет первого космонавта, знаний о континентах и расах нет
|
Высокий уровень — 20-24 балла, средний уровень - 13—19 баллов, низкий уровень - 8-12 баллов.