Что изучается?
| Дидактические игры, упражнения, вопросы
| Содержание диагностического задания
| Критерии оценки
|
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы
| Беседа по вопросам
| Вопросы:
-Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)
- Как называется улица, на которой вы живете?
- Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, старый, ветхий, новый, красивый.)
- Сколько этажей в вашем доме?
- Из какого материала построен ваш дом?-
- На каком этаже вы живете?
- Какая у вас квартира?
- С кем ты живешь вместе?
- Какая самая любимая вещь в твоем доме?
- Какие интересные книги есть в вашем доме? И другие
| 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта.
2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ.
1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы
|
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения
| Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак».
Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака
| Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:
- Кто стал спорить?
- О чем спорили животные?
- Что сказала лошадь?
- А что сказал человек?
Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям
| 3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей.
2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски.
1 балл — делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды
|
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта,
о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия
| Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина,
набор картин с фабульным развитием действия.
Например:
сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):
1) появился росток из почвы;
2) появились листья, и росток
тянется вверх;
3) появился первый бутон;
4) цветок распустился
| Задания:
1. Составь рассказ по сюжетной картине.
2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.
Примерные вопросы и задания:
-Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения.
-Как называется это растение?
- Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?
| 3 балла— ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.
1 балл — ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден
|
Умение быть доброжелательным собеседником
| Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности
|
| 3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив.
2балла- ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова (после напоминания).
1 балл - ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует
|
Знания ребенка о синонимах и антонимах
| 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови»
2. Игра «Скажи наоборот»
| Задания:
1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их:
а) среди имен существительных:
- дом, солдат, боец;,
б) среди имен прилагательных:
- храбрый, звонкий, смелый;
-большой, красивый, огромный;
в) среди глаголов:
- торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.
2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот):
а) сильный (слабый); высокий (низкий); короткий (длинный);
б) стоять (сидеть); смеяться (плакать);
грустить (радоваться)
| 3 балла— ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово.
2 балла — ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.
1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок
|
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов
| Дидактическая игра «Закончи предложение».
Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)
| Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:
1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).
2. Наступила весна, и (прилетят птицы).
3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку).
4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).
5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие
| 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.
1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя
|
Знания о звуке, слоге, слове, предложении
| 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.
2. Выделение в слове слогов.
3. Выделение в слове заданного звука
| Задание:
1. Из предложенных слов составь предложение.
Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.
2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.
3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции.
Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.
| 3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге.
1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок
|
Высокий уровень - 18-21 балл; средний уровень - 11-17 баллов; низкий уровень — 7-10 баллов.