На первом этапе (на протяжении первого – второго курсов) студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности. Формами УИРС на этом этапе, могут быть: написание рефератов по изучаемым курсам; составление библиографии по определенной теме, в том числе и на основе анализа ресурсов Интернета; участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей); изготовление по заданиям кафедр чертежей, схем, плакатов; участие в подготовке лекционного демонстрационного материала, в том числе и с использованием возможностей компьютерных технологий; разработка компьютерных учебных программ; выполнение заданий во время учебной и производственной практики и т.д.
На втором этапе студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.
|
|
На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам, которые заслушиваются и обсуждаются на занятиях. Обязательным дополнением УИРС на обоих ее этапах следует считать работу в научных кружках студенческого научного общества во внеучебное время.
Лучшие работы студентов рекомендуются на студенческие научно-технические конференции, конкурсы, выставки.
Реферат, доклад, курсовая и дипломная работы являются основными научными исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. При выполнении этих форм самостоятельной работы студент показывает свои умения поиска литературы, ее конспектирования, анализа и обобщения подобранного материала, составления плана, структурирования научного исследования, оформления работы. Рассмотрим общие требования к выполнению доклада, реферата, курсовой и дипломной работ.
Реферат – сжатое, письменное изложение научной информации по конкретной теме.
Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя той дисциплины, по которой он пишется.
Реферат бывает монографическим – по одному источнику, например, реферирование монографий, статей, учебных пособий, и обзорным – по нескольким источником, предполагает анализ выбранной темы.
Структура основной части реферата может содержать разделы:
- сведения об авторе реферируемого материала, если это необходимо для полного раскрытия темы;
- в главной части реферата описание научной информации по теме;
- обобщения, выводы, замечания, значение выбранной темы.
Реферирование может быть посвящено частной проблеме или обобщению различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему, и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер деятельности по написанию реферата представляет его основную научную ценность.
|
|
Реферат может излагать основное содержание научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника, и обязательно указывается точка зрения составителя, с которой он рассматривает проблему.
Как и у любого вида научной самостоятельной работы, реферирование имеет несколько обязательных этапов.
1. Выбор темы студентом происходит самостоятельно и определяется тематикой рефератов, которая приводится в каждом УМК по всем изучаемым в университете дисциплинам.
2. Определение целей, задач и проблем, которые раскрывают сущность выбранной темы.
3. Подбор литературы и составление библиографического списка основных источников, который составляет, как правило, 15 – 20 источников.
4. Выполнение выписок, конспектов из подобранных учебных пособий и статей. Особое внимание уделяется определениям, классификациям, анализу различных подходов при раскрытии темы реферата.
5. Составление плана основной части реферата и написание самого реферата, его оформление. Реферат может быть оформлен в напечатанном или рукописном виде. Перед защитой реферата желательно показать его черновик преподавателю, затем уже окончательно оформлять.
6. С рефератом студент может выступить на семинарском или лабораторно-практическом занятии.
Доклад – форма самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы, анализирует различные подходы к её изучению, а также собственные взгляды на нее.
Подготовка доклада требует от студента самостоятельной и интеллектуальной работы, поскольку включает в себя такие обязательные элементы, от которых зависит и качество его выполнения и успешность проделанной работы:
1) изучение наиболее важных работ по выбранной теме, перечень которых дает или преподаватель или студент предлагает сам;
2) анализ подобранного материала, выделение наиболее значимых фактов, мнений, подходов различных ученых и научных положений;
3) обобщение и логическое построение доклада;
4) написание доклада с соблюдением требований научного стиля.
Доклады бывают письменные и устные.
Структура доклада зависит от вида и уровня самостоятельной работы: он рассматривается как форма учебной самостоятельной работы для выступления на семинарском занятии, и форма научной самостоятельной работы для выступления на кружке, конференции и др.
Подготовка доклада для выступления на семинарском занятии включает в себя подбор из списка литературы, предлагаемого в УМК по дисциплине, ее просмотр и отбор; составление конспекта выступления – подобранный материал анализируется, приводится в систему согласно плану семинарского занятия, его целям и логике.
Доклад с результатами проделанного исследования, как правило, не должен по времени превышать 10-15 минут.
Особенно интересны доклады, построенные с элементами проблемности, содержащие интересные факты, примеры, ситуации.
Отличительной особенностью учебного доклада от научно - исследовательского в том, что студент, как правило, пользуется предложенными рекомендациями в определении целей занятия, его планом, подбором списка литературы, который изложен в учебно-методическом комплексе по изучаемой дисциплине.
|
|
Если доклад готовится как сообщение о результатах научно - исследовательской работы студента в составе творческого коллектива, под руководством преподавателя, то его структура, этапы подготовки и оформление имеет свои особенности:
1) выбор темы доклада осуществляется или преподавателем или выбирается самостоятельно в рамках проводимого исследования, и, как правило, тема является актуальной, оригинальной и интересной по своему содержанию;
2) актуальность исследования показывает, чем оно интересно в данной области, его важность;
3) обоснование темы доклада содержит анализ работ ученых в данной области и выявляет вопросы, которым в рамках проводимых исследований уделялось меньше всего внимания, и объясняет выбор темы;
4) цели и задачи доклада в общих чертах формулируют и уточняют тему исследования, показывают основные этапы работы на ней;
5) доклад по научно-исследовательской теме, как правило, содержит гипотезу;
6) описание методики проведения исследования, т.е. подробное описание всех этапов работы над темой, связанных с получением результатов;
7) оформление результатов представляет собой краткое изложение новой информации, полученной в ходе наблюдений, эксперимента. Для демонстрации значимости и наглядности полученных результатов приводятся обобщающие таблицы, диаграммы, при выступлении с докладом часто используются компьютерные презентации.
Любой доклад после письменного изложения сообщается в виде устного выступления, которое отражает содержание выполненной работы. Устный доклад может сопровождаться компьютерной презентацией.
Курсовая работа - научно-исследовательская работа экспериментального, теоретического или реферативного характера.
Курсовая работа экспериментального характера включает обзор литературы по заданной теме и результаты собственного экспериментального исследования с обязательным их обсуждением.
|
|
Теоретическая работа должна содержать обзор литературы а также оригинальное теоретическое исследование с обсуждением полученных результатов.
Реферативная работа представляет собой полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме.
Темы курсовых работ, как правило, отражают актуальные теоретические и практические проблемы психолого-педагогических, социальных или специальных дисциплин, утверждены на кафедрах, на которых осуществляется их выполнение. Сама работа характеризует глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения, содержит четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования, а также программу эмпирического исследования.
Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность.
Система курсовых работ, выполняемых студентами начиная со 2 курса по всем дисциплинам, подготавливает студентов к выполнению более сложной задачи – выпускной квалификационной работы.
Выпускные квалификационные работы в гуманитарных вузах выполняются, как правило, в виде дипломной работы или дипломного проекта, согласно «Положению о ВКР в АГПУ».
Дипломная работа – это самостоятельное исследование, которое должно продемонстрировать глубокие знания автора по выбранной теме, его подготовленность по специальности в целом, умение анализировать собранный материал, сообщать различные наблюдения.
Тема дипломной работы определяется совместно со студентом и его научным руководителем (консультантом) и представляется на кафедру согласно календарным срокам для утверждения.
Дипломная работа является показателем степени усвоения студентом умений и навыков научной исследовательской работы – анализировать и систематизировать теоретические знания на основе отечественного и зарубежного опыта, накопленного по выбранной теме; умения использовать полученные знания на практике; умения изложить результаты своей работы в тексте.
В дипломной работе можно выделить теоретическую, методическую и экспериментальную части.
Теоретическая часть включает в себя – обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы; выделение проблемы, изучению которой посвящена данная работа; формулировку и обоснование предмета, объекта, целей и задач изучаемой проблемы; постановку исследовательских задач; формулировку рабочих гипотез; анализ степени изученности проблемы, обзор литературы, анализ различных подходов к рассматриваемой теме; определение основных понятий; выделение классификаций, форм и методов; анализ особенностей и возможностей учебных дисциплин, в рамках которых происходит практическая проверка теоретических положений работы.
Методическая часть работы раскрывает умения и навыки студента проверить и доказать теоретические положения на практике, в рамках учебной дисциплины, определяемой специальностью студента.
Экспериментальная часть работы показывает научные умения студентов в применении и проверке основных результатов работы с использованием психолого-педагогической диагностики и состоит, как правило, в обобщении опыта работы учителей с помощью наблюдений, опроса, анкетирования в период прохождения производственной практики на 4-5 курсах.
После выбора темы, составления плана работы, определения основного списка литературы студент совместно с руководителем составляет индивидуальный график работы над дипломом.
Важное значение для студентов профессионального образовательного учреждения является участие в самостоятельной работе, связанной с непрерывной практикой (учебной и производственной).
Так, в АГПУ традиционно сложилась система непрерывной с 1 по 5 курсы, которая включает в себя учебную практику (1-3 курсы), летную (3 курс) и производственную (4-5 курсы) педагогические практики.
При прохождении непрерывной педагогической практики студентам выдаются индивидуальные задания, например:
· анализ учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, особенности работы директора, заместителей, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, педагога – психолога и др.;
· анализ посещаемых уроков и воспитательных мероприятий;
· разработка конспектов уроков и воспитательных мероприятий;
· анализ различных видов учебных тематических планов и планов воспитательной работы образовательных учреждений;
· самостоятельное планирование учебной и воспитательной работы;
· индивидуальные научные задания, выполняемые во время практики, в курсовых и дипломных работах;
· составление характеристики учащихся, классного коллектива и др.