Стратегия избирательной кампании

Избирательная стратегия - это совокупность информационных тем, раскрытию содержания которых будет подчинена вся избирательная кампания.

Выработать стратегию - значит определить такие ключевые темы.

Обычно в избирательной кампании выбирается какая-то центральная тема, например, обеспечение политической стабильности, защита от внешнего врага, экономический рост и т.Д. Главное, чтобы она отвечала ожиданиям тех людей, которые будут готовы терпеть социальные, экономические тяготы, если увлекутся данной · программой действий.

Стратегические темы в ходе избирательной кампании должны получить информационное подкрепление в виде соответствующих ар­гументов, фактов, распространяемых по различных коммуникацион­ным каналам.

Этот процесс можно сравнить с разветвлением растущего дерева, когда от ствола (тема) начинают отрастать многочисленные ветви (сюжеты).

В основе любой стратегии избирательной кампании всегда лежат те или иные представления о мотивах, которыми руководствуются избиратели при голосовании. Такие представления, или модели электората, неизбежно носят приближенный характер - точное знание мотивов голосования каждого избирателя невозможно. Чем точнее (адекватнее) модель описывает реальное поведение избирателей, тем больше шансов на успех у стратегии, разработанной на базе такой модели.

Малкин и Сучков выделяют следующие типичные для выборов в России модели электората:

1.Наивные модели

2.Социально-экономическая модель

3.Модель идеального кандидата

4.Проблемная модель

5.Адресный (дифференциальный) подход

6.Комплексная модель

7.Рекламная модель

8.Модель доминирующего стереотипа

«Наивная модель» электората: в качестве указанной «модели» берется кандидат и его ближайшее окружение. Кампания строится по принципу: «Что нравится мне и моим друзьям - то нравится u всем uзбирателям».

условия, при которых возможно применение данного подхода:

В период резкой политической активизации населения, когда большие массы граждан начинают мыслить и чувствовать синхронно, победу часто одерживают те кандидаты, которые наиболее ярко и откровенно умеют выразить эти общие ощущения.

Наивный подход привел к победе многих кандидатов во время выборов народных депутатов СССР и РСФСР. И естественно, оказался полностью несостоятельным, когда после осени 1993 года поли­тическая активность населения вошла в нормальное русло (на выборах 1993 и 1995).

Этот подход про является в каждой избирательной кампании.

Кандидат и его соратники, особенно если они являются представителями административной, интеллектуальной или предпринимательской элиты, - это люди, добившиеся успеха и привыкшие полагаться на собственную интуицию и здравый смысл. В этом случае они уверены в «неизбежности» победы собственного мнения.

Разновидность наивного подхода - «nрограммный» подход: гипертрофирование роли программы партии или кандидата в избирательной кампании. В соответствии с таким подходом разработка стратегии избирательной кампании подменяется разработкой программы, а тактика сводится к тому, чтобы максимально подробно и понятно изложить эту программу избирателям. Эта модель преувеличивает рациональность и заинтересованность избирателя.

Разработка программы не относится к задачам избирательной кампании, но лежит в гораздо более широком контексте общей политики кандидата. В избирательной же кампании наличие солидной программы следует использовать исключительно как информационный повод для демонстрации солидности кандидата (партии).

Следующая разновидность наивного подхода – аппаратный подход. Он базируется на предположении, что для победы на выборах достаточно понравиться начальству (административной элите). Соответствующая этому подходу типовая стратегия требует вести кампанию так, чтобы завоевать поддержку не массового избирателя, а элиты. То есть политик или партия существенно заужают целевую аудиторию своей кампании.

Принципиально, что «элитной» политике во многом присущ так называемый аппаратный стиль, правило номер один которого: не высовывайся! А публичный политик, напротив, должен выделяться, быть личностью.

Политик обращается к избирателям на непонятном ей языке и говори о непонятных темах, а его заигрывание с элитами не нравится российским избирателям.

Коммуникация с элитами - важнейшая сторона политического процесса, но ставка на это в предвыборной кампании оказывается ошибочной.

«Наивно-корпоративный» подход (был популярен в при выборах в Думу в 1995 г.). Согласно данному подходу, принадлежность или зависимость избирателя от какой-либо корпорации автоматически за­ставит про голосовать его за избирательное объединение, эту кор­порацию представляющее. Члены профсоюза проголосуют за профсоюзы и т.д. Однако избиратели пользуются более глубокими критериями выбора.

В сочетании с более глубокими стратегическими идеями корпоративный подход может сыграть значительную роль в достижении успеха на выборах.

Социально-экономическая модель

В основе социально-экономической модели лежит предположение, что избиратели голосуют исходя из своих интересов, прежде всего

экономических. В соответствии с ней избиратели делятся в зависимости от таких интересов на социальные группы. Согласно данной модели, подход к формированию стратегии состоит в том, чтобы максимально точно выразить на выборах интересы тех или иных социальных групп избирателей.

Социально-экономическая модель во многом основана на марк­систском (классовом) понимании исторического процесса. Она была самой распространенной в 1990-е годы. Партии, кандидаты в соответствии с ней позиционировались как «правые», «левые» и «центристские». Даже если марксистский подход признать правильным, возникает ряд «электоральных» проблем:

·неопределенность понятия «интерес» того или иного социального слоя: всегда существует разрыв между краткосрочными и долгосрочными интересами избирателей;

·люди далеко не всегда правильно понимают свои собственные интересы.

Данный подход, таким образом, преувеличивает рациональность самих избирателей, степень осознанности своих экономических интересов.

Однако, учитывая традиционную популярность данного подхода не только во время выборов, но и при описании политического процесса в целом, нельзя не учитывать, что использование критерия «левый» ­«правый» как избирателями, так и экспертами, журналистами, неизбежно, даже если сам политик не мыслит себя ни «левым», ни «правым».

Но столь глобальный принцип может действовать только очень опосредованно и проявляться на больших исторических отрезках. Применительно же к избирательной кампании с ее краткосрочными целями и многочисленными случайностями, он скорее порождает ошибки стратегического характера.

Модель идеального кандидата

Модель идеального кандидата базируется на предположении, что каждый избиратель (или, по крайней мере, большинство избирателей) имеет достаточно устойчивое представление о совокупности качеств, которыми должен обладать кандидат на выборную должность. Итак, в центре подхода не политическая платформа, а личность кандидата.

Реализация этого подхода:

1.проводятся социологические исследования с целью выявления идеала кандидата;

2.задачей кампании считается формирование образа кандидата, наиболее соответствующего идеалу;

3.могут быть определены адресные средства формирования образа кандидата для разных групп избирателей;

4.предполагается, что кампания будет выиграна, если кандидат

окажется ближе к идеалу, чем его конкуренты. «Минусами» данного подхода является:

·не все избиратели придерживаются «личностной» модели кандидата;

·типовая стратегия: подгонка кандидата под некий усредненный идеал неизбежно размывает его образ. Кандидат теряет яркость и индивидуальность;

·большинство избирателей совершает выбор, руководствуясь не столько совокупностью всех положительных качеств кандидата, сколько одним, наиболее ценным в их представлении, качеством. Этим, в частности, объясняется неуспех многих так называемых «идеальных» и «взвешенных» политиков;

·не все критерии собственной оценки политиков осознаются избирателями.

Достоинством модели идеального кандидата является проведение обширных исследований (возможность обоснованного подхода).

В настоящее время модель идеального кандидата в чистом виде применяется редко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: