Психолого-педагогический аспект сюжетно-ролевой игры

Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему:

1. игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью;

2. игра занимает свое место в ряду других «воспроизводящих» деятельностей, является ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры возникают основные психические новообразования данного возраста;

3. развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, т.е. от социальных влияний.

В отечественной педагогике и психологии четко определены развивающие функции игры:

· развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка (Д.Б. Эльконин)

· развитие воображения, образного мышления (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн)

· морально-нравственное развитие ребенка, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Т.А. Маркова)

Однако игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью ребенка. Только в этом случае реализуется специфическое воздействие игры на развитие ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений, развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия.

Сюжетная игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с взрослыми. При этом создаются предпосылки ролевой игры:

§ использование ребенком в игре предметов-заменителей и называние их в соответствии с их игровым значением;

§ овладение ребенком достаточно сложной организацией действий, выстраивающихся в логическую цепочку действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей;

§ овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов;

§ наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток называть себя именем взрослого («мама», «папа», «шофер»);

§ приобретение ребенком относительной независимости от окружающих взрослых – носителей образцов действий и проявление стремления самостоятельно действовать как они.

Как доказано многочисленными исследованиями, предпосылки перехода от предметного действия к роли формируются к концу раннего возраста в следующей последовательности:

· выполнение ребенком действий сначала только с теми предметами, которые использовались взрослыми в процессе их формирования;

· перенос сформированных действий на другие предметы (которые сначала предлагаются взрослыми);

· называние ребенком используемых предметов именами замещаемых, но лишь после того, как выполнены действия с ними, и взрослые обозначили их игровые имена;

· обозначение ребенком себя именем человека, чьи действия он воспроизводит по предложению взрослого.

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы:

§ мотив;

§ тема игры;

§ сюжет игры;

§ игровое действие;

§ игровая роль;

§ воображаемая ситуация;

§ игровой материал.

Мотив игры. В процессе развития сюжетно-ролевой игры мотив меняется. Первоначально мотивом игры выступает игровое действие, возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры.

Тема игры. Представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например: «семья», «больница», «магазин» и др.). Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих: преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются «семья», «детский сад», в то время, как в более старшем возрасте в играх детей чаще отражается профессиональная деятельность взрослых («больница», «парикмахерская», «магазин»).

Сюжет игры. Сюжет определяют события, которые в определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут самостоятельно реализовываться разнообразные сюжеты (например, тема игры «семья» - сюжеты игры: «Семья обедает», «Утро в семье», «Праздник в семье», «Дедушка и бабушка пришли в гости» и др.) «Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам» (Д.Б. Эльконин). Обязательным условием развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек, используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и, согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам.

В методике сюжетно-ролевой игры выделяются игровые сюжеты различной сложности (Н.Я. Михайленко):

· сюжеты (предпосылочные, «усеченные»), включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметной ситуации (мама стирает белье, врач делает укол). Усложненным вариантом этого сюжета может считаться включающий в себя не одно, а два-три действия, выполняемых одним персонажем в одной предметной ситуации (мама стирает белье, развешивает его, гладит утюгом);

· сюжеты, включающие несколько действующих лиц с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации (два солдата маршируют, ползут, стреляют; две мамы стирают белье). Связь персонажей и их действий определяется общей предметной ситуацией. Усложнение этой структуры может быть связано с увеличением количества персонажей;

· сюжеты, включающие в себя два взаимодополняющих персонажа (мама – дочка, врач – больной), взаимодействующих в одной предметной ситуации. Усложнение может быть представлено как увеличение предметных ситуаций (мама одевает дочку, идет с ней гулять на улицу), а также как увеличение количества дополнительных ролей (две дочки, три больных). Связь между отдельными элементами сюжета задается через функциональное взаимодействие персонажей;

· сюжеты, где кроме набора действий и связей между персонажами, заданы отношения между ними (дети слушаются маму; медсестра выполняет назначения врача).

Поскольку игра имеет социальный характер, то ее сюжеты изменяются вместе с изменениями, происходящими в обществе.

Игровое действие. Является основной единицей игровой деятельности, передается в обобщенной и сокращенной форме или в форме схемы. Для ребенка это действие реальное, с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек или предметов-заменителей. Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. Путь развития игры: «от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к ролевому действию:

Есть ложкой кормить ложкой кормить ложкой куклу кормить ложкой куклу, как мама

Е.В. Зворыгина выделила этапы в овладении детьми игровыми действиями:

1 этап: ОВЛАДЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ С СЮЖЕТНО-ОБРАЗНЫМИ ИГРУШКАМИ;

2 этап: ПЕРЕХОД К ИГРОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ С ПРЕДМЕТАМИ-ЗАМЕНИТЕЛЯМИ (действия носят развернутый характер);

3 этап: ОБОБЩЕНИЕ, СВЕРТЫВАНИЕ И ПРЕВРАЩЕНИЕ РАЗВЕРНУТЫХ ДЕЙСТВИЙ В УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТ В СТОРОНУ ИГРУШКИ;

4 этап: ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОМОГО ДЕЙСТВИЯ СЛОВОМ БЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Основными характеристиками игрового действия являются:

· наличие осознанной цели;

· наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается;

· реальные предметные условия (наличие игрушек, предметов-заменителей);

· расхождение между целью и реальными операциями, выполняемыми ребенком (сидит на стуле, а говорит, что «плывет на корабле»);

· наличие воображаемой ситуации, условный характер игры, особый смысл действий с реальными предметами (палочка – зубная щетка, карандаш, ключ, шприц и др.).

Игровая роль. Принятие роли является начальным ключевым моментом игры. Это отождествление себя с каким-либо персонажем, воспроизведение его действий и отношений с другими действующими лицами. Именно роль становится для дошкольника мотивом, хотя по ходу развития игры меняются осознание ребенком выполняемой роли и смысл игры. Обязательным условием выполнения роли какого-либо человека является выделение характерных признаков его деятельности и вычленение его отношений с другими людьми. В развитых формах игры принятие роли связано с ее называнием, обозначением словом. Детям раннего возраста трудно принять роль без ее предметно-атрибутивного обозначения (белый халат – врач, бинокль – капитан, руль – шофер).

Воображаемая ситуация. Появляется из несовпадения операции с игровым действием в процессе игры, как ее результат. Это определенная условность, которая принимается всеми участниками игры в процессе воссоздания реальной действительности через воплощение принятой ребенком роли.

Игровой материал. К нему можно отнести игрушки, предметы реального мира, предметы-заменители, которые дети используют в процессе сюжетно-ролевой игры.

Знакомство ребенка с новой для него игрой предполагает проведение педагогом большой пропедевтической работы. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Книжный магазин» может быть проведена следующим образом:

· Подготовка детей к экскурсии. Определение цели экскурсии, объекта наблюдения. Следует обосновать необходимость посещения магазина: «Мы пойдем в магазин, чтобы купить Саше в подарок книгу. У Саши завтра день рождения». Такая подготовка настраивает детей на активное восприятие.

· Экскурсия (хорошо продуманная и организованная педагогом)

· Анализ экскурсии. Нужно дать возможность детям пережить результат экскурсии – вручение подарка, который был куплен в магазине, имениннику.

· Беседа по картине, серии сюжетных картинок или с опорой на наглядный ряд. Беседа проводится с целью уточнения полученных представлений и закрепления знаний, приобретенных во время экскурсии.

· Отображение полученных представлений в рисунках. Рисование является эффективным способом отображения представлений о предметах и явлениях окружающего мира по теме предстоящей игры.

· Подвижная и (или) дидактическая игра с элементами данного сюжета.

· Изготовление игровой атрибутики и подбор игрушек и предметов-заменителей к игре.

Интересная и эмоционально проведенная подготовительная работа вызывает у ребенка потребность отразить полученные представления и впечатления в сюжетно-ролевой игре со сверстниками.

В дошкольной педагогике проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, психологическим и терапевтическим использованием для подготовки ребенка к взрослой жизни. Ведь в игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, их уточнение, обогащение, закрепление. Игра выступает как эффективное средство познания ребенком окружающей его предметной и социальной среды, тем самым, способствуя социальному развитию дошкольника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: