Тема 3. Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России

Цель – рассмотрение признаков, сущности, особенностей и значения монополистической конкуренции для экономики страны, ее распространения по отраслям и видам деятельности как в России, так и за рубежом.

1. Раскройте сущность категории «монополистическая конкуренция».

2. Покажите роль и значение монополистической конкуренции для рыночных отношений и удовлетворения покупательских потребностей.

3. Дайте сравнительную характеристику монополистической конкуренции и иных типов рынка (монополии, олигополии, совершенной конкуренции). Покажите преимущества и недостатки монополистической конкуренции для общества, покупателя.

4. Приведите примеры товаров, создаваемых в условиях монополистической конкуренции.

5. Раскройте роль и значение конкурентной борьбы по дифференцированным товарам. Покажите роль рекламы для этих товаров.

6. На примере регионального рынка покажите особенности функционирования монополистической конкуренции (можно рассмотреть, допустим, рынок молочной продукции). Дайте характеристику роли конкуренции в ценообразовании на рынке молочных продуктов. Покажите влияние рекламы на развитие рынка молочных продуктов. Охарактеризуйте основные факторы развития отрасли: совершенствование технологии, рост доходов потребителей, повышение экологических требований и т. д.

7. Применительно к России и другим странам можно рассмотреть в качестве примеров монополистической конкуренции рынок безалкогольных напитков, кондитерских изделий, мыла и пр. Следует рассмотреть особенности конкурентной борьбы, ценообразования, рекламной деятельности, стратегии по новшествам. В заключение, применительно к России, следует сделать выводы о степени распространения и значении монополистической конкуренции.

Литература

1. Бородин К. Т. Конкурентоспособность в российской экономике / К. Т. Бородин.– М.: ТЕИС, 2005.– 125 с.

2. Громыко В. В. Экономическая теория /В. В. Громыко, Т. Г. Бродская, В. В. Багинова.–М.: ИНФРА – М, 2010.–747 с.

3. Грязнова А. Г., Юданов А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика /А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов.– М.: Кнорус, 2007.– 624 с.

4. Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах /А. Б. Кулешова.– М.: Проспект Велби, 2006.– 256 с.

5. Лифшиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг /И. М. Лифшиц.– М.: Высшее образование, 2007.– 346 с.

6. Сидорович А. В. Курс экономической теории /А. В. Сидорович.– М.: ДИС, 2007.– 1040 с.

7. Тарасевич Л. С. Микроэкономика/ Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский.– М.: Юрайт-издат, 2007.– 391 с.

8. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник / под ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2009. – 786 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: